"Оценку за поведение мы поддерживаем и законопроект такой будет", - сказал министр на заседании рабочей группы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по образованию.
Напомним, разговор о возврате в школу оценок за поведение начал в марте прошлого года глава СПЧ Валерий Фадеев.
Инициативу поддержал президент России Владимир Путин. Глава государства отметил: если возвращать оценки за поведение, то так, чтобы они были равноценны с другими оценками и влияли на что-то.
Позже президент поручил обсудить целесообразность возвращения такой оценки.
Эксперты и родители высказывали разные мнения, особо отмечая, что для такой оценки нужны очень четкие и строгие критерии. Ведь двойка за болтовню на уроке и "пара" за драку с синяками - это совсем разные истории.
- Выставлять оценки за поведение впервые начали еще в XIX веке. Такая практика существовала как в Российской империи, так и в советский период, претерпевая изменения вплоть до ее отмены в 1989 году, - рассказала "Российской газете" заведующая лабораторией прикладных и фундаментальных научных исследований Института воспитания Юлия Евграфова. - С тех пор и ведутся дискуссии на тему - нужно ли возвращать оценки за поведение в школу.
Так что же такое оценка за поведение и что она дает?
- Оценка за поведение для ребенка - это своего рода обратная связь, некий ориентир, напоминающий о том, что у любого поступка, любого поведения есть последствия - позитивные или негативные, - говорит Евграфова. - Это дисциплинирует, приучает быть ответственным, что особенно важно для детей, которые в силу возраста не всегда могут спрогнозировать, как аукнется тот или иной их выкрутас.
Кстати, в исследовании ценностных ориентаций молодежи за 2023 год, которое провел Институт воспитания, четко видно: запрос на подобные меры контроля есть со стороны значительной части родителей, педагогов и даже самих школьников.
- Но есть ключевой момент: оценка за поведение ни в коем случае не должна восприниматься как карательная мера, - подчеркивает Юлия Евграфова. - Прежде всего, это сигнал для самого ученика, его родителей, учителей и школьных психологов. Сигнал, что на поведение необходимо обратить внимание, разобраться в его причинах.
Ведь часто "плохое" поведение может быть вызвано самыми разными факторами - от потребности во внимании до проблем со здоровьем или сложностей в адаптации. Оценка должна стать поводом для диалога и оказания помощи, а не для наказания,
Эксперт отметила: важно предусмотреть четкие, объективные и понятные критерии оценки поведения, строго отделив их от академической успеваемости, чтобы минимизировать субъективизм и избежать ситуаций некорректного сравнения учеников.
Обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, в том числе и состояние здоровья.
Зимфира Юсупова, учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов, Нефтекамск:
- В документе об оценках за поведение нужно учитывать особенности различных возрастных групп и типы образовательных учреждений. Например, в школе, где обучаются дети-инвалиды, очень сложно ввести объективную систему оценки поведения, учитывая особенности развития и социализации каждого ребенка. Необходимо разработать гибкие критерии, принимающие во внимание индивидуальные потребности и возможности учеников с ограниченными возможностями здоровья. Подходы к оценке поведения в начальной школе, средней и старшей должны различаться: разный возраст - разный уровень сознательности детей.
Юлия Симакова, учитель математики Новосадовской школы "Территория Успеха", Белгородская область:
- Практика оценивания поведения, которую мы помним по советской системе образования - это ценный опыт организации воспитательной работы. Тогда это действительно помогало воздействовать на подростков, склонных к асоциальному поведению.
Однако следует признать, что в современных условиях применение исключительно количественной оценки не решит проблему агрессии, буллинга и неуважительного отношения к учителям и одноклассникам. Школам нужны комплексные меры правовой защиты и социальной поддержки. Особое внимание следует уделить работе с причинами девиантного поведения, которые, увы, часто, идут из семьи. Именно работа с семейными факторами риска может стать ключевым направлением в профилактике асоциальных проявлений среди детей.
София Походий, учитель русского языка и литературы школы №33 с углубленным изучением отдельных предметов, Петропавловск-Камчатский:
- Одна из функций оценки за поведение - формирование так называемых социально-поведенческих навыков. То есть оценки задают критерии не только правильного поведения, но и умения себя вести с другими в обществе, государстве, в целом. А значит, это не просто определенный балл, это метод, который используется для оценивания поведения человека в определенной ситуации.
Но, на мой взгляд, оценки за поведение - это не единственный способ оценить поведение ребенка. Такие методы, как беседы, наблюдение и анализ поведения также должны быть неотъемлемой частью образовательного процесса.