Когда грохочут пушки... Кино 1942 года

Когда грохочут пушки... Кино 1942 года

Не свидетели - участники: Отражая в фильмах эпоху и фиксируя состояние душ
04.05.202507:00
Валерий Кузнецов
изменить размер шрифта: 1.0x
Когда грохочут пушки, музы молчат - приписанная Цицерону максима на самом деле стопроцентная ложь: в годы больших бедствий именно искусство приходило людям на помощь. Именно такие времена испытывали человека на человечность, давая художникам бесценный материал для осмысления - кто мы на самом деле.

В канун юбилея Победы поговорим о кино военных лет. Кино, которое вместе со всей страной воевало, вселяя уверенность в свои силы.

Какое кино снимала страна в годы Великой Отечественной войны

  1. Кино 1941 года: Разговаривая на лаконичном языке новелл и вселяя уверенность в победе
  2. Кино 1943 года: Выражая чувства разлученных и возвращая людям человеческое
  3. Кино 1944 года: Вдохновляясь реальными подвигами и создавая талантливые комедии
  4. Кино 1945 года: Рассказывая о великих соотечественниках и помогая людям выжить

Кино 1942 года: Отражая в фильмах эпоху и фиксируя состояние душ

Кинопроизводство, да еще в условиях воюющей страны, - дело долгое, и первый полнометражный игровой фильм о войне наше кино сумело выпустить на экраны в 1942 году.

Его начали снимать в первые месяцы войны в блокированном Ленинграде, а завершили уже в эвакуации, на экран картина Сергея Герасимова и Михаила Калатозова вышла как "Непобедимые".

Ее потом критиковали за отсутствие адекватного показа лишений в блокаде, за любовную линию, якобы неуместную в годы войны. И только со временем проявились ее истинная ценность, ее уникальность. Это был первый отклик больших художников на разворачивающуюся перед их глазами народную трагедию, обернувшуюся народным подвигом.

В фильме "Непобедимые" чувствуется дыхание подлинности - это фактически документ эпохи, первый отклик художников на народную трагедию, обернувшуюся народным подвигом. Кадр из фильма "Непобедимые" / Rutube

Под бомбежками разрабатывая сценарий, они меняли его на ходу под влиянием все новых обстоятельств. Хроникально снимали картины первых месяцев блокады, и эти кадры Невского под бомбами, тревожный вой сирен воздушной тревоги, город, с высоты напоминающий разворошенный муравейник, сегодня потрясают больше иных спецэффектных фильмов о войне: в этих кадрах есть дыхание подлинности. Фильм этот при всех его несовершенствах - фактически документ эпохи, и жаль, что пока он относится к несправедливо забытым.

По сюжету на Кировском заводе идут разработки новой модели танка, способного противостоять гитлеровским армадам. Молодой инженер Настя Ковалева переходит из Ижорского сталелитейного в распоряжение главного конструктора Родионова - у нее есть интересные идеи.

Ни до, ни после "Непобедимых" картин такой степени достоверности у нас не снимали. Кадр из фильма "Непобедимые" / Rutube

Нормальная производственная фабула перемежается спорами: сопротивляться превосходящей силе врага или срочно бежать из города - Герасимов и Калатозов по праву и обязанности художников стремились зафиксировать состояние душ растерянных людей, еще только собирающих волю в кулак.

Настю Ковалеву играла Тамара Макарова, инженера Родионова - Борис Бабочкин, прославившийся ролью Чапаева в фильме братьев Васильевых. Снимались Петр Алейников, Александр Хвыля, Николай Черкасов (не тот, который "Александр Невский", а тот, который "Суворов").

Режиссер Сергей Герасимов вспоминал: Мы были участниками, а не свидетелями. Все, что происходило "там", происходило "тут"

Блокада еще не успела развернуться в ту трагедию, которую мы теперь знаем, но массовки фильма - не массовки, а реальные толпы, реальные рабочие, реальные одежды, реальная обстановка, в которую включен игровой сюжет. И женщина с выплаканными невидящими глазами, хрипло, страшно кричащая в толпу слова ненависти к захватчикам, появилась в фильме из реальных наблюдений его авторов. "Мы были участниками, а не свидетелями, наблюдающими события через форточку, - вспоминал Сергей Герасимов. - Все, что происходило "там", происходило "тут". Мы спорили, как подать материал, как завязать интригу, но чаще всего мы и это отбрасывали. И просто шли, исходя из событий своего собственного дня".

Ни до, ни после "Непобедимых" картин такой степени достоверности у нас не снимали.

На ЦОКСе Иван Пырьев снял военную драму "Секретарь райкома". Актер театра и кино Василий Ванин играл Кочета, пламенного партийного вожака, который в первых кадрах руководил подрывом всех городских служб, чтобы не оставлять их оккупантам, а потом возглавлял партизанский отряд.

Музыкальным лейтмотивом фильма стала тема нашествия из только что законченной Шостаковичем "Ленинградской симфонии". Фильм отвечал всем требованиям агитационного кино: былинная, как в "Александре Невском", интонация, много патетической музыки. В такие времена искусство начинает говорить языком лозунгов, используя уже закрепившиеся в массовом сознании образы.

В годы больших испытаний искусство начинает разговаривать на языке лозунгов и плакатов, используя уже закрепившиеся в массовом сознании образы. Фото: kinopoisk.ru

Любимый в народе Михаил Жаров играл деда Гаврилу Русова, воевавшего еще в 1914 году, с хитроватым прищуром и несокрушимой волей. С ним в фильм пришла необходимая доза "утепления" - острого народного юмора. Виктор Кулаков, постоянно игравший в кино разнообразных гадов, предстал в образе немецкого лазутчика Альбрехта, проникшего в партизанский отряд в обличье танкиста Орлова. Михаил Астангов наотмашь изображал фашистского полковника Макенау тоже со всеми стереотипами плаката: эстет, любующийся награбленным хрусталем, трус, истерик, умеющий только орать.

Немцы друг с другом говорят на ломаном русском - кино еще не знало, как решить проблему языка: звуки немецкого тогда вызывали аллергию, но нужно было как-то обозначить чужаков, и карикатурный прием вполне работал. "Мы думали, фашисты - это дракон железный, а присмотрелись - мужик хлипкий!" - объяснял товарищам и зрителям один из партизан.

И даже плакат "Не болтай!" претворился в художественные образы: связистка Наташа (Марина Ладынина) втюрилась в шпиона Орлова, и по ее легкомыслию тот прямо при ней выстукивал на ее передатчике шифровки. Наивность решения этих эпизодов сегодня изумляет, но тогда их императив был ясен каждому.

К концу 1942 года "Мосфильм" стал снова оживать, в студию возвращались люди и съемки. Начались первые опыты работы с цветом, и сразу после войны Каннский фестиваль наградит фильм Александра Птушко по сказке Бажова "Каменный цветок" премией за лучшее использование цвета. Всего за время войны "Мосфильм" снял около 20 художественных фильмов.