Четверть автовладельцев считают, что в новых машинах много ненужных функций

Современные автомобили становятся все умнее, но автовладельцы не всегда готовы доверять новым технологиям. Эксперты Calltouch провели исследование (есть в распоряжении "Российской газеты") и выяснили, как россияне относятся к цифровым функциям в автомобилях и за какие решения действительно готовы платить.
Пресс-служба Geely
Технологии в автомобилях: польза или перегруз?

Только 29% водителей считают современные автотехнологии удобными. А большинство воспринимает их с осторожностью: 21% полагает, что в новых автомобилях слишком много лишних функций, еще 19% опасается, что сбой электроники может вывести машину из строя, а 12% недовольны качеством голосового управления. Привязанность к интернету и постоянным обновлениям раздражает каждого десятого, столько же уверены, что с помощью цифровых решений за водителями ведут скрытое наблюдение, говорится в исследовании Calltouch.

Также, 22% респондентов признаются, что предпочли бы "классику" без лишней электроники. Еще 17% уверены: высокая цена на технологичные модели - результат маркетинга, а не реального качества. Интересно, что 6% водителей согласились бы заплатить больше, лишь бы получить машину без цифровых новшеств. Четверть покупателей готовы доплатить за технологии, но только за действительно полезные функции.

При этом лидеры среди иностранных брендов на российском рынке - китайские компании Haval, Chery, Geely и Changan - делают ставку именно на современные автотехнологии: цифровые панели, сенсорное управление и системы помощи водителю.

Самые полезные технологии
Фото: РИА Новости

В топ полезных автотехнологий, по мнению россиян, вошли умный климат-контроль (19%), персонализированные мультимедийные системы (17%) и бесключевой доступ по отпечатку пальца (15%). Полноценный автопилот хотели бы видеть в своем автомобиле 14% респондентов, а проекцию данных на лобовое стекло - 13%. Однако почти половина водителей (42%) остается равнодушной к технологическим новинкам и выбирает максимально простые машины.

Функция автопилота вызывает смешанные чувства. Каждый третий верит в ее перспективу, но считает, что технология пока несовершенна. Около 21% боятся ездить рядом с машинами на автопилоте, 19% не доверяют автоматическому управлению и предпочитают держать всё под контролем.

Еще 13% сомневаются, что автопилот способен справляться со сложными дорожными ситуациями. Лишь 15% мечтают о машине с автопилотом, хотя признают: такие модели пока слишком дорогие. Для части водителей (14%) автопилот кажется удобным помощником для парковки, а кто-то видит в нем решение для тех, кто не умеет водить.

Авторынок на перепутье
Фото: Пресс-служба Geely

Вектор развития автомобильных технологий очевиден: цифровизация продолжается, но доверие к ней формируется медленно. Автовладельцам все еще важна не сложность систем, а их понятность, надежность и реальная польза в повседневной жизни. И именно от того, насколько производители смогут отвечать этим ожиданиям, будет зависеть, кто станет лидером на рынке в ближайшие годы.

Пока же рынок автомобилей в России начал заметно проседать. За первый квартал 2025 года продажи упали на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Calltouch, количество обращений в автосалоны в марте сократилось на 23%.

Основной поток клиентов по-прежнему приходит через интернет-рекламу и геосервисы - по 27,5% на каждый канал, еще 15% - через сайты объявлений. При этом стоимость привлечения одного покупателя уже превысила 5 тысяч рублей, увеличившись на 9% за год.

"Сейчас на рынке заметен интерес к возвращению европейских и корейских брендов, и это формирует определенные ожидания у покупателей. Но важно понимать - даже если такие бренды вернутся, это займёт значительное время: восстановление логистики, производства и маркетинга не происходит быстро. При этом у людей по-прежнему есть средства на покупку, и они продолжают активно выбирать китайские автомобили. На фоне этого в медиаполе всё чаще появляются вбросы о низком качестве китайских моделей - звучат они громко, но выглядят неубедительно. Вместо паники важно создавать контент, подтверждающий приемлемое качество и реальные преимущества.

Плюс ключевую роль играет первый контакт с клиентом. Рынок уже не тот, что был раньше: сейчас покупатели сталкиваются с десятками новых брендов, но мало кто из них понимает реальные различия между марками или знает об их плюсах и минусах. Эту информацию должны доносить не только производители, но и продавцы в салонах. И здесь особенно важны инструменты анализа коммуникации. Например, наш ИИ-ассистент позволяет оценивать, как именно сотрудники выстраивают диалог с клиентом, и помогает сделать этот процесс более точным и полезным", - заключает Артур Саркисян, СЕО Calltouch.