"Платников" станет меньше, но станет ли больше пользы?
Профессор УрФУ Амиров призвал вернуться к модели бесплатного высшего образования
Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона, который предоставит правительству возможность регулировать объем платного приема в вузы. Председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин считает, что переходный период, определяемый законом, вступит в силу уже с сентября 2025 года. Реформа форсируется, проводится в кратчайшие сроки, которые ставят вузы перед трудным выбором.

Инициатором разработки и принятия документа в феврале выступило министерство образования и науки, глава которого, Валерий Фальков, считает ненормальным то обстоятельство, что повышенный интерес выпускники школ проявляют к экономическим и юридическим специальностям, тогда как страна нуждается в инженерах. Тогда же министр предложил давать льготные кредиты только по направлениям образования, обеспечивающим технологический суверенитет страны.

У этих инициатив, как мне представляется, есть многочисленные резоны, но есть и нюансы, требующие обсуждения.

Дело в том, что вузы давно превратились в один из ключевых сегментов российской экономики, стали большим бизнесом. Причем не по своей воле. Система высшего образования в Советском Союзе была полностью бесплатной и высококонкурентной. Преподавать в университете или институте считалось престижным, государство достаточно щедро поддерживало своих доцентов и профессоров, финансировало обновление учебной базы.

Ныне же сложилась ситуация, когда вузы в значительной, если не в решающей, степени зависят от притока средств студентов, поступающих на платной основе. Возникает конфликт интересов государства, которому нужны качественно подготовленные специалисты, и вузов, которые зависят именно от количества "платников". "Лучше меньше, да лучше" против "чем больше, тем лучше".

При таком раскладе, если университеты ограничат в объеме принимаемых на платной основе, у них будет большой и экономически обоснованный соблазн поднять расценки на образовательные услуги. И платное образование для детей станет доступным только очень небольшому количеству семей.

Вряд ли именно в этом состоит цель предполагаемой реформы. Она в другом - стимулировать юношей и девушек выбирать специальности, востребованные в реальном секторе экономики - прежде всего, инженерные.

Но в таком случае, гораздо правильнее было бы, наряду с сокращением внебюджетных, наращивать число бюджетных мест на инженерных и "естественных" факультетах. То есть заменять платные на бесплатные. А еще лучше вообще вернуться к модели бесплатного высшего образования, которая позволила когда-то нашему Отечеству стать одной из самых развитых в технологическом отношении стран мира.

Вспомним про то, что именно наша страна первой запустила человека в космос и построила атомный ледокол. Не забудем также про то, что от Владивостока до Калининграда мы летали на собственных авиалайнерах, которые, кстати, экспортировались и в десятки зарубежных государств.

Интересно, что именно путем развития финансируемого бюджетом образования идут многие страны, которые принято называть развитыми. Нам, разумеется, нет смысла их копировать, но поразмыслить над опытом - своим и чужим, пожалуй, стоит. В том нет греха, только польза.

Валерий Амиров
доктор филологических наук, профессор УрФУ
Поделиться