
По данным правительства, дефицит кадров в области ИИ - одна из ключевых проблем, которую должен решить проект. По словам руководителя направления ИИ холдинга Т1 Сергея Голицына, будущим ИИ-специалистам потребуется овладеть ключевыми техническими навыками: работе с кодом, пониманием принципов алгоритмизации и систематизации данных, знанием языков программирования.
"Однако одних теоретических знаний недостаточно - важен опыт, который можно получить в разработке ИИ-приложений, чат-ботов, игр и т.д.", - добавил собеседник.
На рынке труда, по его словам, для ИИ-специалистов появляются новые профессии: к примеру, промпт-инженеры, специализирующиеся на взаимодействии с языковыми моделями, и ИИ-консультанты, которые выступают связующим звеном между технологиями и бизнесом. Также появляются специалисты по этике ИИ - они разрабатывают нормативные рамки применения технологии.
"Все эти профессии требуют уникальной комбинации технических знаний и гуманитарных компетенций", - подчеркнул Голицын.
Говоря о спросе на таких специалистов, например через пять лет, руководитель Центра карьеры Skillbox Екатерина Боровец сказала, что они только приумножат свою востребованность. Например, в медицине будут актуальны работники, знакомые с ИИ-диагностикой, в промышленности - с автоматизацией производств, в финансовом секторе - с интеллектуальными помощниками, в транспорте - с умными дорогами, в образовании - с персонализацией контента. Навыки работы с ИИ будут полезны и в креативном кластере - дизайнерам, маркетологам, SMM-специалистам.
При этом нельзя точно сказать, каким будет ИИ к 2030 году, а тем более - чему нужно учить студентов. Однако вузы стремятся соответствовать трендам, отметил сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизов.
"Но ценность - в фундаментальном образовании. Грамотный вуз поможет наработать практику в реальных IT-проектах. Такие студенты на втором или третьем курсе обучения смогут параллельно работать и применять знания в реальном бизнесе. Все-таки вузы учат создателей моделей, а не пользователей технологий", - добавил он.
Заведующая кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета "Синергия" Елена Скаржинская считает, что через пять это будут уже профессионалы широкого профиля. Они смогут совмещать задачи сразу несколько подразделений, поэтому будут получать около 2,5 средних зарплаты по региону, предположила собеседница. По мнению преподавателя кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Кирилла Копытина, у джунов (начинающих специалистов) они будут на уровне 150-200 тысяч рублей. Зарплата стажеров может составить до 80 тысяч рублей, мидлов (специалистов с опытом 2-5 лет) - от 200 тысяч рублей, сеньоров (опытных специалистов с опытом 5-10 лет) - от 300 тысяч рублей, добавила Боровец.
"Прогнозировать зарплаты сложно, но можно опереться на актуальные данные, - сказала эксперт. - Например, в Москве ML-инженер получает 250-300 тысяч рублей, ИИ-архитектор - от 350 тысяч рублей".
При этом стоит вопрос баланса между фундаментальными знаниями и узкой специализацией. Руководитель Московской школьной киберспортивной лиги Максим Залилов уверен, что стоит начинать с крепкой базы (математики, алгоритмов и программирования) и параллельно участвовать в прикладных проектах, например в разработке ИИ-помощников для аналитических систем. Боровец пояснила, что узкая специализация дает фокус на прикладные навыки и быстрый вход в профессию. Это подойдет тем, кто переучивается или точно знает, чем хочет заниматься.