На Чеховском фестивале расцвел калейдоскоп спектаклей со всего мира

Это только кажется, что летом театральная жизнь в Москве замирает. Ничуть. И подтверждением тому международный Чеховский фестиваль, который в самом разгаре. Не говоря о московской и региональной программах фестиваля, только в рамках "мировой серии" тут расцвел такой калейдоскоп спектаклей из Бахрейна, Индии, Колумбии, Армении, Ирана, Казахстана и Бразилии! А еще Москва ждет артистов из ЮАР, Ливана, Аргентины.Вот только несколько впечатлений.

Бразильская страсть

Спектакль "Брас Кубас" привезла бразильская театральная компания "Армазем". Поставлен он по мотивам книги Жуакина Марии Машаду де Ассиса, классика XIX века, с именем которого связывают целую веху в истории бразильского театра. Название романа можно перевести как "Посмертные записки Браса Кубаса". История начинается со смерти героя и представляет собой вольную фантазию о его путешествии по прожитой жизни.

Брас Кубас, щеголь и ловелас, родился с золотой ложкой во рту, привык к пустословию и кутежам. В спектакле режиссера Паулу де Мораэса герой разделен на двух персонажей. Сержиу Машаду играет земное воплощение Браса Кубаса - имя героя причудливо складывается в начале из бесконечных повторений "Бразилия-Куба". Жоау Паулу Мораэс воплощает душу героя после смерти, не нашедшую выхода своей страсти. Именно он произносит все, что выходит за рамки устойчивого мифа о богачах, которым чужды рефлексии и сомнения.

Важная тема - рабства. Сам писатель Машаду де Ассис был темнокожим из семьи бедняков. В спектакле его играет Бруну Лоренсу, актер с африканскими корнями. Он говорит о непростом пути к Золотому закону, отменившему в Бразилии рабство. Из его рассказов возникают сцены из жизни рабов, прямо противоположной жизни Браса Кубаса.

Сценография уместила все приметы вечного детства героя: зеленые стены похожи на школьную доску, в углу игрушки, стулья подвешены к потолку, дверь, ведущая в никуда.

Спектакль закончился. Что остается зрителю? Прислушаться к себе: а что убережет его?

В предсмертном бреду Кубасу является воплощение жизни и смерти, девушка, представляющаяся Пандорой (Алин Делуна). Гиппопотам утаскивает его в путешествие по времени. Близкие видели в нем гения, он жил как сыр в масле. А ничего не сбылось, прожил впустую.

Жесткий ритм спектакля захватывает с первых секунд. Сцены как фейерверки. Все иронично ко всему: к герою, к его окружению. Имя Марселы (Алин Делуна), своей первой любви, герой произносит с придыханием, хотя она вертит им вовсю. Когда же спохватилась - у него уже появилась новая возлюбленная. Виржилия (Изабель Пашеку) замужем, но уходить к Брасу и не думает: она и мужа любит!

Сцена из бразильского спектакля "Брас Кубас". Фото: Александр Куров

Брас думает, что все его беды оттого, что за него все время решают другие... Умирает от пневмонии, но считает, что причиной стал его чудо-пластырь, который якобы лечит от депрессии. Наклеил - и все как рукой снимет. Увы, не сняло.

На поклоне артисты протягивают зрителям руки - энергия от них несется в зал и возвращается с аплодисментами.

Казахская саундрама

Спектакль "Мамлюк. Султан Бейбарыс" привезли из Алма-Аты. Фархад Молдагали - единственный режиссер в Казахстане, который работает в жанре саундрамы. В чем суть? Слово со сцены почти изгнано. Особое значение приобретает партитура движения и звука.

Ансамбль из пятнадцати музыкантов использует два десятка старинных инструментов. Уже названия завораживают: домбра, прима-кобыз, дарбука, дангыра, асатаяк... Каждый инструмент таит свою историю - из их переплетения рождается сюжет. В сложном акустическом рисунке композитора Серикжана Айткалиева слышны арабские, египетские и, разумеется, казахские мотивы.

Театр "Алатау" уже девять лет открывает новые и новые пласты казахской народной культуры. Фархад Молдагали с единомышленниками из театральной лаборатории StarTDrama выбрал для постановки в "Алатау" историю султана Бейбарса I - здесь считают себя потомками полководца.

Режиссер выстраивает из эпизодов его биографии все повествование. Откуда родом Бейбарыс? Одни уверяют, что из половецких степей, другие считают: он из Крыма. С детства попал в плен, в числе других рабов стал египетским воином-мамлюком (бывшие тюркские пленные образовали целое военное сословие), стал лидером среди товарищей и в конце концов султаном, совершив переворот и убив своего предшественника.

Это середина XIII века, сценическое действие вслед за сюжетом его жизни течет от самого Каира по всему Ближнему Востоку. Правил Бейбарыс Египтом и Сирией 17 лет, с 1260-го по 1277 год. Костюмы, созданные художницей Алмой Сырбаевой, выполнены по историческим образцам и мифологическим мотивам, но можно уловить в них стилизацию под современность, не нарушающую общего сурового решения.

Сценография художника Нурлана Тулешова поначалу кажется довольно лаконичной, но здесь все подчиняется пластическому рисунку спектакля. Ни пустыни, ни степей: черная стена, луна подвешена к колосникам. Юный герой попадает с другими мамлюками на корабль, плывущий в Каир. Движение стены на сцене создает внезапно ощущение, будто пространство вокруг зрителей сжимается. В тяжелых ритмах музыки сгущаются шаманские мотивы. Еще немного - и почувствуешь себя клаустрофобом, но... Стена так же внезапно отступает, и за ней - оазис, окрашенный зеленым светом.

Пластика и звук - главное в спектакле "Мамлюк. Султан Бейбарыс". Фото: Александр Куров

Так выглядит сон о казахстанской степи: на сцене появляются мать Бейбарыса, его земляки, народ, поющий на чужом для него языке. Увы, но призраки покинули героя так же быстро, как и появились.

Режиссер подчеркивает, что ему было важно разглядеть в масштабной исторической фигуре человека, потерявшего связь с родной землей. Фантомные воспоминания героя оживают в музыке. В спектакле Бейбарыса будто преследуют то голос матери, то отзвуки казахских и кыпчакских песен.

В глазах молодого Бейбарыса (работа Асета Есжана заслуживает отдельного восхищения), кажется, застыл вопрос: кто он, где его земля, вернет ли его судьба когда-нибудь на родину? Молодому актеру удается удивительно точно передать и величие, и вечную потерянность султана: власть - это вечные моральные дилеммы.

Режиссеру по пластике Шырын Мустафиной и постановщику боевых сцен Адлету Таменову удается выстроить мамлюков в спектакле как силу, скованную жесткой дисциплиной, но не поддающуюся контролю. Актеры, явно посвященные в тайны древних боевых искусств, составляют невероятный по синхронности ансамбль. Бейбарыс как раз становится героем, которому и удается эту силу подчинить.

Народы движутся по кругу. Круг размыкается, превращается в цепочку, но страх перед судьбой держит всех вместе. Лишь когда к власти приходит султан Бейбарыс, толпа рассеивается. В финале султан все равно остается один. Наставник объясняет: в глубине души даже султаны рабы. Они принадлежат всему народу как символы единства и силы всей нации. Но дала ли ему, такому же, как все, простому смертному, свободу власть, к которой он стремился?

Режиссер Фархад Молдагали рассказывает: "Можно быть султаном, можно царем, но не знать, кто ты. Даже став правителем, он мечтает вернуться к своим корням, это желание заложено в подсознании. Но куда возвращаться, он не знал".

Повзрослевшего Бейбарыса играет другой актер, Ондасын Бесикбасов. Не возведенные им крепости, а построенные мечети, оказалось, главное. Герой подводит итоги своего правления: от падения в бездну его уберег только голос совести.

Кстати

15, 16, 17, 18 июля на сцене Театра им. Ермоловой спектакль аргентинского режиссера Габриэля Чаме Буэндиа по мотивам Шекспира "Мера за меру (Это твоя вина)".

23, 24, 25 июля на Новой сцене Большого театра балет "Тысяча и одна ночь" ливанского театра танца Каракалла. Хореографы - Иван и Алиссар Каракалла.