Эксперты объяснили, что делать, если машина попала в большую лужу, и кто компенсирует ущерб

Что делать, если машина попала в большую лужу
Ливни и подтопления на дорогах, а также на стоянках и паркингах стали бедствием для многих автомобилистов. Машины глохли в глубоких лужах, которые водители пытались преодолеть на свой страх и риск. Авто заливало буквально по крыши на стоянках и даже подземных паркингах. Что делать в таких ситуациях с машиной? Можно ли ее завести и когда? А если машина серьезно пострадала, кто компенсирует ущерб? Обо всем этом "РГ" рассказали эксперты.
Влетая в лужу на высокой скорости, вы можете оставить в ней свою машину, а заодно и соседнее авто.
Влетая в лужу на высокой скорости, вы можете оставить в ней свою машину, а заодно и соседнее авто. / Геннадий Аносов

Не зная броду

Как рассказал генеральный директор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко, если впереди препятствие в виде глубокой лужи, то для начала нужно десять раз подумать, прежде чем его преодолевать. Мало кто из водителей заранее знает, насколько лужа глубока. И точно никто не знает, что скрывают ее воды.

Корреспондент "РГ" как-то въехал в лужу, а там оказался открытый канализационный люк. В результате пришлось менять крыло.

По словам Юрия Пархоменко, преодолевать такое препятствие надо с пешеходной скоростью, чтобы была возможность в случае опасности сдать назад и искать объезд. При этом двигаться по луже необходимо на очень малых оборотах двигателя. Тогда шанс, что попавшая в двигатель вода причинит большой ущерб, минимален. Машина просто заглохнет. Если обороты будут высокими, шанс получить гидроудар резко возрастает. Гидроудар грозит тем, что могут погнуться шатуны. Это потребует капитального ремонта. Кроме того, может треснуть и блок цилиндров. И тогда двигатель - под замену.

Некоторые водители, увидев, что перед ними машина благополучно миновала лужу, стараются последовать за ней, и остаются в луже. Дело в том, что за рулем проехавшей машины может оказаться профессионал. На многих курсах контраварийной подготовки обучают преодолевать броды. Один из принципов: ехать с постоянной скоростью и гнать перед собой волну. Стоит притормозить - волна откатится назад и машина встанет. Увеличить скорость - и ту же волну догонишь.

Если впереди едет действительно профессионал, то лучше держаться сразу у него в кильваторе. Если поехать позже, то, когда он выберется на сушу, волна пойдет обратно и захлестнет вашу машину.

Но кто знает, профессионал ли впереди? Он встанет в луже, за ним захлебнется и ваша машина. В общем, не зная броду, не суйся в воду.

По словам Юрия Пархоменко, если воды выше половины колеса, лучше сдать назад и из лужи выехать. Поскольку есть возможность залить проводку и получить короткое замыкание. Это не так страшно, как гидроудар, но все равно неприятно стоять посередине лужи и искать способы из нее выбраться.

Что делать, если машина заглохла в луже?

Если все-таки автомобиль в луже заглох, то пытаться завести ее точно не надо, говорит Юрий Пархоменко. Необходимо вытащить ее на сухое место. Можно вытолкать руками или попросить кого-нибудь более удачливого взять на буксир. Либо вызвать эвакуатор. Вытаскивать эвакуатором из лужи обойдется гораздо дороже, чем с суши. Но скорее всего, эвакуатор понадобится. Ведь машина быстро не высохнет.

Проверить, насколько опасен залив для двигателя, можно самостоятельно. Надо вытащить масляный щуп и посмотреть, есть ли на нем вода. Также надо открыть воздушный фильтр и посмотреть, не мокрый ли он. Хотя бы один из этих вариантов показывает наличие воды. Машину можно только на эвакуаторе везти в сервис.

Кстати, надо понимать, что не все сервисы у нас надежные, напоминает Юрий Пархоменко. Поэтому там необходим жесткий контроль за мастерами. Если они попытаются завести машину, их надо сразу останавливать.

Если уровень воды выше половины колеса, лучше сдать назад и из лужи выехать, поскольку можно залить проводку и получить короткое замыкание

Для начала надо выкрутить форсунки и продуть двигатель. Необходимо поменять масло и фильтры. Кстати, вода могла попасть и в коробку передач. На работе коробки это сразу не отразиться, но со временем приведет к ее быстрому износу. Так что масло рекомендуется поменять и в ней.

Если воды в двигателе нет, то все равно желательно подключить машину к сканеру и проверить, почему она заглохла. Сканер покажет все ошибки. Но как правило, если нет проблем с двигателем, то авто надо просто просушить. А для этого лучше всего обратиться к профессионалам. Есть такие детейлинговые компании, они и химчистку машине сделают, и высушат ее полностью.

Сушить машину придется и тем, у кого она утонула на стоянке. Но там точно гидроудара не грозит.

Кто заплатит за ущерб?

Почему-то некоторые водители считают, что раз они застрахованы по ОСАГО, то страховщики должны компенсировать этот ущерб. Это не так. ОСАГО - это страхование ответственности автовладельца перед третьими лицами, а не имущественное страхование, напоминает автоэксперт Петр Шкуматов. Компенсировать ущерб после такого подтопления можно только по добровольному страхованию каско. Да и то не по каждому. Все зависит от заключенного договора.

Если в нем есть страхование от стихийных бедствий, то ущерб возместят.

Как пояснили в Российском союзе автостраховщиков, полноценные договоры каско обычно содержат такой пункт. И утопление машин, и гидроудары по ним компенсируются. Только необходимо получить справку из гидрометеоцентра о том, что в день получения повреждения было стихийное бедствие.

Но есть и так называемые коробочные продукты - мини-каско. По сути, они рассчитаны на то, что водитель пострадал от действий незастрахованного по ОСАГО водителя. По таким продуктам получить возмещение ущерба в случае стихийного бедствия невозможно.