800 молодых талантов со всего света собрал в Москве Юрий Башмет

Впервые молодых музыкантов со всего мира Юрий Башмет пригласил в Москву три года назад. Многие тогда ерничали - нашел же время, все эти заграничные дарования скоро в Россию дорогу забудут. Но маэстро был неумолим: хочу, говорит, чтобы их души шли вместе по направлению к добру. И это благородное желание, как оказалось, слышат и разделяют многие - по всему свету. Восемьсот музыкантов отовсюду - рекордное число участников собрал Третий фестиваль юношеских оркестров мира. Из США, Германии, Португалии, Италии…
Завершал фестиваль Всемирный юношеский симфонический оркестр, дирижировал сам маэстро Башмет.
Завершал фестиваль Всемирный юношеский симфонический оркестр, дирижировал сам маэстро Башмет. / Русское концертное агентство

И оркестры, и дирижеры - топовые. В первый же день на сцену Большого амфитеатра парка "Зарядья" свой коллектив вывел армянский маэстро Сергей Смбатян. К своим 37 он многое успел - руководит государственным симфоническим оркестром Армении, дирижирует Мальтийским филармоническим оркестром. Выступает в престижных залах - от венского Музикферайна до нью-йоркского Карнеги-Холла.

Но все же, по словам Смбатяна, одно из своих главных детищ - Ереванский молодежный оркестр - он создал и возглавил в 18 лет. В Москву привез уже новое поколение. "Представьте - семь из десяти ереванских семей отдают своих детей заниматься музыкой! - рассказал за кулисами маэстро. - Конкуренция среди этих ребят с "пеленок" высочайшая. Горжусь теперь, что они выступают в Москве, где я сам учился и многое понял о музыке и жизни".

Венесуэльцы показали, что классика способна менять менталитет страны

Что было главным из того, что понял? "Что музыка может многое, но прежде всего она - объединяет". Отсюда и выбор произведений, которые Ереванский молодежный оркестр исполнил в Москве: Девятую симфонию "Из Нового Света" Антонина Дворжака и Концерт для трубы с оркестром Александра Арутюняна. Солировал Кирилл Солдатов. Были, конечно, и "бисы" - зал ожидаемо таял после Вальса из драмы "Маскарад".

О том, что такие мосты культур имеют "стратегический характер сотрудничества", сказала руководитель Ливанского национального юношеского оркестра, известная певица, композитор и дирижер Хиба Аль Кавас. Произведения для московского концерта ливанские музыканты отобрали красноречиво представляющие, "кто есть кто и как взаимодействовать с миром": Пятую симфонию Шуберта, сюиту "Из времен Хольберга" Грига и вокальную композицию самой Кавас - "Едука". Обычно Хиба солировала сама, но в этот раз вместо голоса звучал уд - "один из самых проникновенных инструментов арабского мира".

Зал оценил: восточный ритм вполне созвучен московским курантам.

Главная сенсация фестиваля - приезд легендарного венесуэльского оркестра Франсиско де Миранды "Эль Система". Создан он полвека назад для одаренных детей из самых нищих и маргинальных районов страны. Сначала как эксперимент, но программа живет до сих пор. "Венесуэльцы показали, что классика способна менять менталитет страны, - говорит организатор фестиваля Дмитрий Гринченко. - Как мы их могли не пригласить?"

Приглашали и раньше, но перелеты симфонического оркестра из Южной Америки стоят безумно дорого. На сей раз помогло правительство Венесуэлы - с Россией нужно делиться лучшим. И вот ребята здесь, с единственным концертом. У некоторых слезы на глазах от счастья - даже не мечтали выступить на фоне Кремля.

Что исполняли? Чайковского и Прокофьева. Не только в качестве ответного поклона хозяевам - оказывается, сочинения российских композиторов в основе программы их обучения. Звучали и национальные мотивы - "Венесуэла" Арментероса и "Душа равнин" Гутьерреса…

За три фестивальных дня выступило девять коллективов. В один из вечеров зрители услышали Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Вместе с юными музыкантами блистали звезды - известные артисты Евгений Миронов и Марина Александрова читали главы из "Евгения Онегина".

Под занавес третьего дня на сцену "Зарядья" вышел Всемирный юношеский симфонический оркестр - это кульминация "объединительного" фестиваля маэстро Башмета. В оркестре музыканты из 24 стран. Коллектив родился еще на первом фестивале и сразу стал брендом. Его горячо принимали участники и гости Всемирного фестиваля молодежи в Сириусе. Дмитрий Гринченко говорит, не скрывая гордости: "Есть те, кто так и остался в России. Американский ударник, например, поступил в Гнесинку: только тут, говорит, меня научат".

Дирижировал главным концертом фестиваля сам маэстро Башмет. Звучала сюита из "Ромео и Джульетты" Сергея Прокофьева. И Пятая симфония Бетховена - "в ней есть созвучный общему настроению посыл - от мрака к свету, через борьбу к победе"... С последним аккордом, кажется, все полторы тысячи зрителей - сколько вмещает Большой амфитеатр "Зарядья" - ринулись к сцене и долго купали в овациях и мировой оркестр, и лично маэстро. Снова и снова подтверждающего - музыка сильнее обстоятельств.