
Законопроект на эту тему ранее внес в Госдуму президент России Владимир Путин. Он предложил денонсировать саму конвенцию от 26 ноября 1987 года, а также два протокола к ней, подписанные от имени Российской Федерации в Страсбурге 28 февраля 1996 года.
Такое решение не приведет к снижению гарантий в сфере защиты прав человека в России, заявила депутатам статс-секретарь - замминистра юстиции Елена Ардабьева. "Не нарушит права человека, по-прежнему будет защита против пыток", - подчеркнула она.
В заключении Комитета Госдумы по международным делам также говорится, что денонсация конвенции не снизит уровень гарантий в области предупреждения пыток в РФ. Глава профильного комитета Леонид Слуцкий подтвердил эту позицию, отметив, что за годы членства РФ в Совете Европы все нормы европейских конвенций были успешно внедрены в национальное законодательство. "Кроме того, Россия продолжает активно взаимодействовать по линии Комитета ООН против пыток и придерживаться норм международной конвенции от 10 декабря 1984 года, - напомнил политик. - Таким образом, вся правовая база в этой сфере сформирована в полной мере".
Почему понадобилось отказываться от участия в соглашении? Как объяснил председатель Госдумы Вячеслав Володин, работу России в комитете блокирует сам Совет Европы, с декабря 2023 года не позволяя избрать нового члена комитета от Российской Федерации. "Мы не имеем возможности полноправно и полноценно участвовать в работе данного мониторингового механизма, - уточнил спикер, - а все обращения по вопросу обеспечения представительства в европейском комитете игнорируются".
Конвенция, по его словам, "оставалась одним из немногих международных договоров, связанных с Советом Европы, который наша страна не денонсировала". Теперь пришло и ее время.
"Действия западных партнеров по демонтажу системы безопасности вынуждают Россию реагировать на изменяющиеся условия", - считает зампред фракции "Справедливая Россия - За правду" Валерий Гартунг. "Фактически мы в одностороннем порядке, беря на себя обязательства в рамках Совета Европы, делегируем часть своего суверенитета, ничего не получая взамен, поэтому все надо называть своими именами, - подчеркнул депутат. - Не мы инициаторы демонтажа всех этих международных институтов".