
Программа развития университета сегодня - это ключевой инструмент стратегического менеджмента. Здесь описаны цели, приоритеты, мероприятия для роста и улучшения работы вуза на долгосрочную перспективу. При этом программа развития вуза - не статичный документ, и в процессе реализации могут и должны вноситься изменения. На это влияет обновление условий в сфере образования, науки, экономики, технологий; появление новых приоритетных направлений. Еще одним важным фактором становится мониторинг и оценка. Проведение кросс-вузовской экспертизы в ГУАП стало возможностью по-новому взглянуть на программу развития университета как участника национальной программы развития российских вузов "Приоритет 2030".
Кросс-вузовская экспертиза впервые реализуется в России по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Масштабная экспертная работа охватит 113 университетов-участников программы "Приоритет-2030".
ГУАП посетила команда экспертов ФГАНУ "Социоцентр" - представителей авторитетных инженерных вузов Санкт-Петербурга, Перми, Уфы и Красноярска. Руководитель комиссии - проректор по приоритетным проектам ПНИПУ, начальник Управления науки, начальник Центра научных публикаций Павел Волегов. В команду вошли руководитель Офиса технологического лидерства СПбПУ Петра Великого Олег Рождественский, доктор физико-математических наук, заведущая молодежной лабораторией "Металлы и сплавы при экстремальных воздействиях" Евразийского НОЦ, начальник отдела научных изданий УУНиТ Елена Корзникова и доцент кафедры строительных конструкций и управляемых систем СФУ Илья Архипов.
- Ценность такого формата в том, мы получаем независимый профессиональный взгляд, стороннюю оценку деятельности университета. Сегодня перед нами стоит масштабная задача переосмысления роли вузов, разработки нового инструментария, который позволит нам достичь возложенных на нас задач. И это требует от нас не только оперативно и профессионально реагировать на актуальные вызовы, но и предвидеть новые, то есть жить и работать в опережающем темпе, - отметила ректор ГУАП Юлия Антохина.
Один из главных трендов системы образования сегодня - переход на модели, ориентированные на индустриальных партнеров. Их роль становится критически важной для развития университетов, ориентированных на прикладные исследования, задачи конкретных отраслей. Именно на такой подход ориентирована модель развития ГУАП.

В составе команды университета в работе с экспертами приняли участие проректоры, руководители стратегических проектов, и, что очень ценно - представители индустриальных партнеров вуза. Среди них заместитель начальника отделения проектирования и испытаний радиоэлектронной аппаратуры АО "РЕШЕТНЁВ" Дмитрий Дымов, генеральный директор ООО "МГБОТ" Павел Сергеев, генеральный директор ООО "ИндуТех" Евгений Верещагин, начальник научно-образовательного центра АО "Научно-производственное объединение "Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО "Алмаз‑Антей" - Обуховский завод" Сергей Баушев. С каждой из перечисленных компаний ГУАП связывает тесное партнерство.
В процессе кросс-вузовской экспертизы в ГУАП рассмотрели несколько направлений: модель развития университета, стратегические цели и проекты технологического лидерства, управление программой развития, подготовка кадров. Объектом анализа стали два основных стратегических технологических проекта вуза: "Цифровое производство интегрированных модульных систем бортового оборудования БАС" и "Мультипротокольные технологии обмена информацией и бесшовной связи".
В рамках итоговой пленарной сессии участники представили результаты проработки критериев достижения целевого образа будущего ГУАП. Они учитывали тренды развития технологий, переосмысление квалификационных характеристик студентов в рамках концепции технологического лидерства и развитие студенческого технологического предпринимательства. Также обсуждались динамика кадрового потенциала, взаимодействие с партнёрами и другие ключевые аспекты.

Новый формат экспертного сопровождения программы "Приоритет-2030" позволяет университетам не только взаимно оценивать работу друг друга, но и перенимать эффективные решения, проверять собственные методы и получать рекомендации от коллег, имеющих опыт решения похожих задач. А значит, обратная связь экспертов становится не инструментом контроля, а ресурсом для улучшения и роста.
С 2025 года программа Минобрнауки России "Приоритет-2030" реализуется в рамках федерального проекта "Университеты для поколения лидеров" национального проекта "Молодежь и дети".