Чем удивили общие концерты Российского национального и оркестра китайского города Уси

В Зарядье прошел совместный концерт оркестров России и Китая
Российский национальный оркестр и Симфонический оркестр города Уси Китайской Народной Республики только что отыграли серию концертов в Москве, Санкт-Петербурге и Нанкине. Московский вечер, открывавший новую серию общих концертов в концертном зале Зарядье, несмотря на протокольность подобных концертов, сумел подарить залу несколько открытий. Не говоря уже о классе участников, оказавшемся гораздо выше среднего.
Пресс-служба РНО

У новой серии концертов есть предыстория. Год назад РНО гастролировал в Китае в рамках перекрестного года культуры России и Китая и на вечере в городе Уси объединился с местным Симфоническим оркестром, исполнив программу русских и китайских авторов. У пульта оркестровой сборной уже тогда поочередно стояли маэстро Дае Линь и Александр Рудин, ведущие дело каждый по-своему, но без противоречий - так что "репетиция оркестра" состоялась давно.

В зале Зарядье сразу удивляли увертюрой "Уси", сочинением молодого - действительно молодого, 28-летнего - композитора Ли Шаошэна, одного из самых любопытных композиторов Китая с большим будущим. Впечатление необычное: увертюра широкая, открытая, легкая для визуализации, осязаемая, будто море с накатами волн, штормом и долгожданным штилем. Громадный объединенный оркестр идет к музыкальным кульминациям, чуть не постоянно играя тутти.

Большей частью азартные музыканты России и Китая в оркестре давно, по крайней мере в РНО - первой скрипкой вела концертмейстер Ольга Чепижная. Впрочем, и их коллеги - вечный китайский секрет - хотя и выглядели юными, явно не дебютанты. Не давая зрителю опомниться, вторым номером представили отрывок "Вопрошая небеса" из симфонической сюиты "Летающие апсары" того же Ли Шаошэна с не так чтоб сильно знакомым российским меломанам инструментом - для соны и оркестра.

На медной трубе сона ворожила абсолютно феноменальная (!) солистка Чжан Цяньюань. В ее руках инструмент собирал пафос фанфар, превосходил диапазон саксофона, дарил звукам сакральность библейского шофара. Будто над сценой действительно вились апсары, неся людям веру в существование параллельных миров. И при всех мыслях о надмирности звука не давал покоя простой технический вопрос: как может солистка, изящная, тоненькая, в золотом, как и ее инструмент, платье, аккумулировать в легких такое количество воздуха - звуки у нее длились по несколько минут, поражая воображение.

Такой инструмент - сона - незнаком российским меломанам. На нем ворожила феноменальная Чжан Цяньюань. Фото: Пресс-служба РНО

Контраста ради следующим вышел на сцену тихая звезда и любимец публики Николай Луганский с Концертом для фортепиано с оркестром соль мажор Мориса Равеля. Оказалось, полеты апсар и блики Равеля не так различны меж собой. Отстоящие друг от друга по времени на век и по месту на полмира, рядом они создали какой-то дивный агломерат, где уместны и импрессионистские всплески, и эстетика ярких эмоций.

Во втором отделении художественный руководитель РНО Александр Рудин сменил за дирижерским пультом маэстро Дае Линя, чтобы представить свой взгляд на Симфонию № 1 Иоганнеса Брамса с Симфоническим оркестром Уси. К стилю исполнения больше прочего подходит определение "культурный" со всем вкладываемым в это понятие смыслом, и зал радением китайских музыкантов и маэстро Рудина будто вернулся в привычную своему опыту среду.

Строгое великолепие романтизма без расплывчатой сентиментальности не столько даже уравновесило, сколько расширило впечатление от вечера. После чего вернувшийся к пульту Дае Линь подарил бис: слишком хитовые для российского меломана "черное" па-де-де и Танец маленьких лебедей из "Лебединого озера". Да, набило оскомину, но этот до скуки очевидный выбор сообщил финалу теплоту и непосредственность, так украсившие торжество.

Через сутки объединенный оркестр с небольшим изменением программы удивлял в Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Павел Милюков солировал в знаменитом Концерте № 1 для скрипки с оркестром Шостаковича.

Через четыре дня Российский национальный с маэстро Федором Безносиковым потрясал громадной программой на Nanjing Forest Music Festival в китайском городе Нанкин - Моцарт, Штраус и Сибелиус ужились в нем с Глинкой, Чайковским и Прокофьевым.

Гармонии иногда складываются очень причудливо - но тем любопытнее.

Классика