Почему в округе мало земель для создания проектов в сфере сельского хозяйства

Одно из главных богатств Дальнего Востока - земля. От эффективности использования зависит ее вклад в экономику макрорегиона и страны в целом. Может показаться удивительным, но в таком огромном макрорегионе не хватает земли ни для сельского хозяйства, ни для недропользования. А это ставит под угрозу реализацию государственных задач и программ. Эксперты отраслей высказали свои предложения, что делать в этих условиях.
Сельское хозяйство играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности, занятости населения и развитии экспорта Дальнего Востока.
Сельское хозяйство играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности, занятости населения и развитии экспорта Дальнего Востока. / Правительство Хабаровского края

Изъять неиспользуемое

Перед агропромышленным комплексом России стоит задача увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 25 процентов к 2030 году по сравнению с 2021-м.

Акционер одной из крупных птицефабрик Хабаровского края Людмила Кузнецова считает, что основной драйвер, способный обеспечить требуемый рост, - это растениеводство. Но выполнить задачу можно, только вводя дополнительные земли сельскохозяйственного назначения. По ее словам, сегодня на Дальнем Востоке общая доля использования под сельхозугодья земель сельхозназначения составляет лишь 20 процентов. И с каждым годом из-за наводнений и неблагоприятных природных явлений площадь пригодных для возделывания территорий снижается. Благодаря мелиорации, поддерживаемой федеральными программами, часть земли удается вернуть в оборот. Но тем не менее многое остается неиспользуемым. Людмила Кузнецова предложила решительную меру по борьбе с дефицитом - забирать у арендаторов необрабатываемые наделы.

- Сегодня в рамках поддержки малых форм хозяйствования законодательством предусмотрена передача в аренду земельных участков. Фермеры и простые граждане имеют право без торгов получить земли сельхозназначения. Зачастую они не знают, что с ними делать. Участки остаются неиспользуемыми, зарастают, превращаются в лес. Закон предусматривает изъятие таких земель в течение трех лет. Однако многочисленные суды серьезно увеличивают этот срок. Мы предлагаем упростить механизм изъятия именно в ДФО, внеся изменения в статьи № 45 и 46 Земельного кодекса. Нужно ввести норму, по которой арендодатель сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор, если пользователь не представляет отчет о производимой сельхозпродукции. Предлагаем сделать это с 1 января следующего года, - заявила Людмила Кузнецова.

По ее мнению, такая мера даст Дальнему Востоку дополнительные добавленную стоимость, налоги, кадры.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Кроме того, эксперт посетовала, что дальневосточная сельхозпродукция неконкурентоспособна по сравнению с той, что привозится с западных регионов. И предложила при проведении торгов и аукционов добавить критерий "регион происхождения", чтобы местный производитель мог иметь дополнительный балл.

Баланс интересов

В землях нуждаются не только аграрии, но и недропользователи. Заместитель гендиректора приморской добывающей компании - резидента свободного порта Владивосток Ирина Олифер обратила внимание на несовершенство принятого в этом году закона №52-ФЗ, нормы которого, по ее мнению, могут затормозить развитие сектора экономики. Речь идет о запрете на изъятие и перевод земель сельхозугодий в земли промышленности для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Закон вступает в силу в марте 2026 года.

- Он был принят на основе статистики субъектов Центральной России и не учитывает необходимости инфраструктурного развития Дальнего Востока. Инвентаризация сельхозземель на момент принятия закона не проводилась. В связи с этим очень много участков оказываются заблокированы, - объяснила Ирина Олифер.

По ее словам, в связи с этими нововведениями может возникнуть, в частности, дефицит строительного песка. А он затронет и дорожников, и застройщиков, и производителей стройматериалов. И тем самым под угрозой окажется реализация различных государственных программ и инвестиционных проектов. Как сообщила Ирина Олифер, объем строительных работ за первый квартал 2025 года по Дальневосточному федеральному округу составил 301 миллиард рублей. По ее мнению, осознавая важность сохранения сельхозземель, нужно найти баланс интересов между разными отраслями экономики.

Таким образом, по мнению эксперта, нужно отложить вступление в силу закона до введения в действие порядка определения изменения границ сельхозугодий.

- Кроме того, необходимо наделить субъекты полномочиями определять приоритетные участки недр, необходимые для развития конкретного региона. И делать это во взаимодействии с местными министерствами сельского хозяйства, - подчеркнула Ирина Олифер.

Повысить доступность земель, по мнению специалистов, также должно размещение информации об участках на инвестиционных картах регионов. Благодаря этому инвесторы получат возможность видеть территории, приоритетные для сельского хозяйства, недропользования или строительства.