
Президент также расширил круг лиц, имеющих право претендовать на статус репатрианта. Эта категория соотечественников наделяется правом переселяться в Российскую Федерацию по особой, упрощенной схеме, без обязательной проверки знания языка.
В обновленной редакции документа к репатриантам отнесены четыре ключевые группы.
Первая включает иностранных граждан, у которых среди предков по прямой линии (родители, бабушки, дедушки и т.д.) есть лица, рожденные или постоянно проживавшие на территориях, исторически входивших в состав РСФСР, Советского Союза или Российской империи, при условии, что эти территории находятся в пределах современных границ РФ.
Вторая группа состоит из лиц, которые в свое время добровольно начали процедуру выхода из российского гражданства, но впоследствии изменили свое решение.
Третью категорию составляют граждане России, которые на момент 24 февраля 2022 года постоянно проживали в государствах, признанных "недружественными", и которые были вынуждены вернуться на родину в связи с утратой законных оснований для дальнейшего пребывания за рубежом.
Наконец, четвертая группа - это бывшие граждане СССР, которые появились на свет и проживали в РСФСР. В новой редакции этот пункт был дополнен: теперь он охватывает и тех, кто проживал в границах СССР в пределах нынешней территории России и при этом обладал советским гражданством. Как разъяснили в профильном управлении министерства внутренних дел, данная норма в первую очередь адресована соотечественникам, которые родились и ранее жили на землях, недавно вошедших в состав России в качестве новых субъектов Федерации.
Подготовкой поправок к президентскому указу занималось МВД России. Проект документа был вынесен на общественное обсуждение в феврале 2025 года. Как указывалось в сопроводительных материалах, работа над изменениями велась по заданию российского правительства и была нацелена на приведение ключевых аспектов программы в соответствие с текущими реалиями.
По мнению Константина Затулина, первого заместителя председателя думского комитета по делам СНГ, выделение жителей новых территорий в отдельную группу репатриантов не было необходимостью. Он отметил, что, поскольку эти регионы стали частью России, их жители и так имели право претендовать на репатриацию. Однако, по его словам, существует и другая категория людей - те, кто проживал, например, в Киеве, Одессе, Бишкеке или Ереване, но при этом является представителем народов, исторически населяющих Россию. Такие лица, считает депутат, также должны иметь возможность вернуться на историческую родину.
Между тем число желающих стать гражданами России неуклонно сокращается. По данным МВД, в 2024 году паспорт РФ получили 209 тысяч человек - самым низкий показатель за последние пять лет. При этом количество иностранных граждан, высланных из России, напротив, достигло рекордного уровня. В министерстве связывают эту тенденцию с мерами по ужесточению миграционного контроля. Согласно подробной миграционной статистике за 2024 год, разрешение на временное проживание в РФ было оформлено лишь для 44,5 тысячи человек (сокращение на 50,4 процента в годовом исчислении), а вид на жительство - для 214,9 тысячи (снижение на 21,3 процента). Резкое падение числа новых граждан власти объясняют двумя основными факторами: массовым получением паспортов жителями новых регионов по упрощенной процедуре в 2022-2023 годах, а также общим усилением контроля в миграционной сфере.
Константин Затулин объясняет снижение привлекательности российского гражданства геополитической обстановкой: ведение боевых действий, международные санкции и негативный образ России на Западе. Он также критикует отсутствие целенаправленной работы по репатриации, отмечая, что в 2024 году программой переселения воспользовалось минимальное за 14 лет число людей.
Программа возвращения соотечественников в РФ - документ концептуальный. Этим она хороша, но этим и уязвима. Потому что универсальных причин стремиться на историческую родину у русских нет. Кто хотел перебраться в Россию, те давно уже здесь. Так что массового возвращения на историческую родину ожидать не приходится.