
В регионах ЦФО агротуризм понемногу набирает обороты, но все же остается в значительной степени сопутствующим направлением. Чем могут удивить предприятия и фермеры, какую помощь они получают и что нужно сделать, чтобы организация агротуров стала не "довеском" к основному производству, а полноценным бизнесом?
В Тверской области туристы могут посетить круглогодичную оздоровительно-познавательную Апи-Усадьбу, открытую фермером Алексеем Жилиным на действующей пасеке в Калининском округе.
Семья Жилиных, Алексей и Татьяна, занимается пчеловодством с 2020 года, и сегодня их хозяйство представляет собой одну из крупных пчеловодческих ферм Тверской области. На площади в один гектар расположена пасека на 106 пчелосемей.
Чтобы увеличить продажи продукции пчеловодства, а также уйти от сезонности, Жилины в 2023 году решили заняться сельским туризмом. Супруги начали проводить на пасеке экскурсии. Посетители знакомятся с содержанием пчел в древней колоде, в улье и в современном многоквартирном пчелопавильоне, участвуют в экспериментах с продукцией пчеловодства в познавательной лаборатории имени А. М. Бутлерова, а также в дегустации продукции пасеки и мастер-классах.
На своей пасеке Жилины оборудовали апи-домик. В нем для гостей проводится оздоровительный релакс-тур (сон на пчелах) с эффектами ароматерапии, "живого тепла" и "белого шума", которые благотворно влияют на общее состояние здоровья человека.
Татьяна и Алексей участвуют в различных форумах и конференциях, а в декабре прошлого года они заняли первое место во Всероссийском конкурсе "Туристический сувенир" за проект "Исторические деятели и медовые традиции Тверского края".
В этом году проект Апи-Усадьбы выиграл грант Минсельхоза России "Агротуризм". Жилины получат от государства 7,4 миллиона рублей. Кроме того, они вложат в развитие проекта 1,8 миллиона рублей своих средств. Эти деньги пойдут на приобретение и монтаж гостевого дома и создание на пасеке восковой комнаты и комнаты для мастер-классов.
Хозяйство Хумоюна Худойбердиева в Вязниковском районе Владимирской области основано несколько лет назад. Фермер старается использовать все возможные меры поддержки. В прошлом году он выиграл региональный конкурс "Агростартап" и получил грант в размере около 3,9 миллиона рублей.
На эти средства фермер обновил технику и увеличил поголовье мелкого рогатого скота. Хозяйство Хумоюна Худойбердиева специализируется на разведении овец эдильбаевской породы. Эти животные достаточно неприхотливы, хорошо себя чувствуют во владимирском климате и отличаются вкусным мясом.
Их содержание невозможно без растениеводства: для скота нужно выращивать корма, заготавливать сено и силос. Хозяйство активно обрабатывает землю. Кроме животноводства фермер сделал ставку на овощи. Картофелем, морковью, свеклой и кабачками занято более 85 гектаров.
И уже следующим этапом стало развитие туристической составляющей хозяйства. В хозяйстве готовы показать, как содержатся животные, как растут овощи. Зимой можно будет увидеть окот овец.
- Многие уехали в город и уже не знают сельское хозяйство. Мы им готовы показать, как работать на земле, как ухаживать за животными. Приезжают и сейчас, как правило, школьники, - рассказывает Хумоюн Худойбердиев.
Предприятие приняло участие в конкурсе Минсельхоза России и выиграло грант "Агротуризм" на 2027 год.
ООО "Романовское" в Ярославской области много лет занимается разведением овец романовской породы. Она была выведена ярославскими крестьянами не позже первой половины XIX века. От других овец они отличаются своей густой шерстью, плодовитостью и тоже вкусным мясом.
Учредитель и директор Мураз Айлазов рассказывает, что на предприятии уже проводятся экскурсии для школьных и студенческих групп. Государственная поддержка (компания выиграла грант "Агротуризм") этому поспособствует.
- Есть несколько организаций, с которыми мы работаем. Например, сдаем шерсть на ярославскую фабрику валяной обуви. Они у себя проводят экскурсии, и их посетители потом приходят к нам посмотреть, как добывается эта шерсть, - рассказывает Мураз Айлазов.
Существует запрос и от туристов, которые приезжают в Тутаев на теплоходах. Но предприятие не может сейчас принимать большое количество гостей.
- У нас племенное хозяйство, нам надо защищать наших животных, мы не можем к ним запускать большие группы. И поэтому мы решили устроить небольшой музей, - продолжает Мураз Айлазов.
Грантовые средства предприятие направит на создание музея-парка "Царская овечка из Романова местечка". В 2026-2030 годах будут построены специальные выставочные площадки. Они будут отделены от основного хозяйства фермы.
- На мини-ферме будет голов 15 разного возраста. Там же устроим дегустационный зал, зал для презентаций и игр, музей, где экскурсовод будет рассказывать про нашу овечку, как она произошла, откуда, всю ее историю. На базе этого музея будем делать для школьников и студентов мастер-классы по валянию шерсти, по стрижке овец, - делится Мураз Айлазов.
Гости хозяйства "Романовское" смогут посещать интерактивные программы, мастер-классы по валянию из шерсти и приготовлению мясных деликатесов, а также театрализованные представления. Комплекс будет работать круглый год.
В этом году федеральные гранты были предоставлены двум КФХ Калужской области на общую сумму 12,7 миллиона рублей.
Фермер Александр Лысов из Перемышльского района назвал свой проект "Никитинские дубы". Основное производство - молочная ферма, а для туристов есть и банька, и рыбалка, и охота, и даже небольшой зоопарк. К 10 миллионам рублей гранта добавил в проект своих 3,5 миллиона. Приобрел три гостевых домика, благоустраивает территорию.
Другой проект этого года, получивший грант, называется "Отдых на осетровой ферме "Дикая Калуга". Индивидуальный предприниматель Дмитрий Махичев занимается рыбоводством - выращивает осетров. В ходе экскурсии по его хозяйству можно не только узнать много интересного, но и за отдельную плату сделать селфи с осетром или, загадав желание, выпустить рыбу в дикую природу. Есть и рыбалка в специальном пруду. Ну и кулинарное направление - уха или шашлык из свежего фермерского осетра на лоне природы. И конечно, продукция на продажу. Общая стоимость проекта составила три миллиона рублей, из них 2,7 миллиона - грантовая поддержка. Деньги предоставлены для обустройства зоны рыбалки с установками гриль-домиков и на приобретение техники.
Всего в Калужской области, по данным регионального минсельхоза, гранты получили семь сельхозтоваропроизводителей. Объем средств составил 49,5 миллиона рублей. Это не так много, если вдуматься.
Специалисты отрасли признают, что сельский туризм - перспективное направление, но пока оно развивается в основном в режиме однодневных экскурсий. Как правило, это связано с отсутствием объектов гостеприимства. Когда фермеры знакомятся с тем, какие условия надо создать туристам, энтузиазм заметно уменьшается. Причем уже на этапе составления бизнес-планов становится понятно, что усилий потребуется много, а большой прибыли от гостей ждать не приходится.
Ян Йираско, переехав в Россию из Чехии, создал в Мещовском районе Калужской области первое в нашей стране производство органического яблочного сидра. Помимо сидродельни Ян начал развивать и туристический проект. Среди яблоневых садов поставили полукруглые, похожие на половинки яблока домики со всеми удобствами. Проводят экскурсии. В этом году к первоначальным пяти домикам прибавились еще четыре. Каждый год в первые выходные лета Ян проводит фестиваль сидра "ТоркотиноФест". Но и он говорит, что пока сельский туризм - это больше возни, чем прибыли.
- Надо поднимать средний чек за счет дополнительных услуг, - поясняет корреспонденту "РГ" Ян Йираско.
Другая проблема - продвижение сельских туров. Как пояснили в минкультуры и туризма региона, государственной поддержки на это не предусмотрено. Размещение же, например, на "Яндекс Путешествиях" для небольшого фермерского турбизнеса - откровенно разорительно, ведь больших объемов гостей тут явно не будет, поскольку основное занятие агрария отнюдь не туризм. Сайт о путешествиях, отдыхе и туризме "Трэвелансия" приводит такие цифры: комиссия для отелей на "Яндекс Путешествиях" может варьироваться от 15 до 50 процентов в зависимости от выбранного типа сотрудничества и условий договора.
Роман Гареев, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ имени Г. Плеханова:
- Для динамичного развития сельскому туризму сегодня требуется одновременное усиление по нескольким ключевым направлениям.
Наиболее острой остается инфраструктурная проблема. Многие привлекательные с точки зрения природы и культурного наследия территории не имеют качественных дорог, удобного транспортного сообщения, стабильной цифровой связи и современных объектов гостеприимства, что затрудняет их массовое посещение. Решением могут быть не только прямые бюджетные вливания, но и стимулирование частных инвестиций через субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление гарантий по ним.
Во-вторых, критически важна системная законодательная и финансовая поддержка на государственном уровне. Позитивной является существующая практика выдачи грантов фермерским хозяйствам на развитие агротуризма, которая, по моему мнению, должна быть расширена и дополнена такими мерами, как налоговые каникулы для новых проектов, нулевая ставка НДС для сельских средств размещения и упрощение земельных отношений, что особенно актуально для инвесторов.
В-третьих, необходима активная маркетинговая и цифровая поддержка. Создание единых цифровых платформ для бронирования, продвижение региональных брендов и развитие навыков ведения бизнеса у местных жителей помогут сельскому туризму выйти из тени и занять достойное место на туристическом рынке.
Сельский туризм является высокоперспективным направлением для туркомпаний. Глобальный тренд на устойчивый и опытный туризм, а также растущий спрос городских жителей на аутентичные впечатления и возможность "цифрового детокса" создают устойчивую потребительскую базу. Для туроператоров и турагентств агротуризм открывает возможности для диверсификации предложения, создания уникальных продуктов, не привязанных к курортному сезону, и привлечения новой аудитории, включая семьи с детьми и удаленных работников.
Также отмечу, что большинство компаний отрасли пока относится к сельскому туризму не как к полноправной части бизнеса, а скорее как к нишевому или экспериментальному направлению. Крупные игроки индустрии гостеприимства, такие как сетевые отели, практически не представлены в этом сегменте. Основными драйверами развития сегодня являются малый и средний бизнес, а также сами фермерские хозяйства, которые часто развивают туристические услуги с помощью государственных грантов. Готовность туркомпаний активно вкладываться в этот сектор будет напрямую зависеть от решения ключевых проблем - улучшения инфраструктуры, повышения прозрачности регулирования и демонстрации успешных кейсов с убедительной финансовой отдачей.