Кстати, раньше слово "перл" не имело ироничной окраски и означало "одно зерно жемчуга", и синонимами к нему были "жемчужина, сокровище, драгоценность, бисер". А вот имя "осенняя, или назимняя, Казанская" праздник, который наши предки отмечали 22 октября, получил, потому что есть еще один праздник в честь Казанской иконы Богородицы - "Казанская летняя" - 21 июля по новому стилю (8 июля по старому).
В народе говорили: "До Казанской - не зима, с Казанской - не осень!" А "наблюдатели русской природы" - так поэтично в одной газете XIX века называли метеорологов - рассказывали о погоде на Казанскую так: "Последние обожженные морозом листья с дерев облетают к этому времени, остатние черны грязи осенние подсыхают, промерзаючи; зима в белой шубе идет, не первым, а третьим - не то четвертым снегом порошит, путь ноябрю студеному коврами застилает пушистыми". Достаточно выглянуть в окно, чтобы понять: изменился не только уклад нашей жизни, но и климат.
Хотя большая часть поговорок, упоминающих праздник Казанской иконы Божьей Матери, касается не столько погоды, сколько годового цикла. В них надежда на сытую зиму и неголодную весну.
"На Казанскую, - читаем у русского этнографа А. Коринфского, - всякий добрый хозяин заботливо запасается теплом на зиму: завалины вокруг избы заваливает, щели конопатит, о дровах подумывает".

Если про другой осенний праздник, Покров, говорят: "Батюшка Покров не натопит хату без дров", то про Казанскую так: "Матушка Казанка спросит хворосту вязанку".
С праздника Казанской иконе Божьей Матери по народным приметам зимние "морозы берут силу", "все крепче да крепче за землю держаться начинают".
И все же день Казанской иконы Божьей Матери был не столько про заботы, сколько про праздник. Ведь в каждом городе и селе были или храм, освященный в честь иконы, или престол. И тогда праздник ширился, становился "престольным", отмечали его всей деревней, всей церковной общиной. Тем более что к осенней Казанской принято было заканчивать все строительные работы, и каменщики, землекопы, плотники, штукатуры, - все к этому времени сдавали по подрядам работу, брали расчет у хозяев-подрядчиков и возвращались домой, в деревню.
И уж дождавшись окончания всех летних и осенних работ, а то и работников-мужей домой, на Казанскую гуляли, с душой праздновали.
На этот счет народ, посмеиваясь, тоже сложил поговорки:
А еще: "Бог велик, да грешить не велит. Согрешил-покайся, Матушка Казанская перед Сыном за тебя заступится".
