
По данным аналитического агентства "Автостат", в столичном регионе на начало 2025 года насчитывалось порядка 43 тысяч электромобилей, из них половина - гибридных, то есть с возможностью переключения электромотора на двигатель внутреннего сгорания и обратно. А вот электрозарядных станций, согласно тем же данным, в Москве и области на тот момент имелось менее двух тысяч. Несложно подсчитать, что на одну зарядку приходится 22 машины. Но! Только 663 из всех имевшихся на тот момент в регионе зарядных станций позволяют заряжать машину в быстром режиме - за 30-40 минут, а не за 5-8 часов, которые требуются для заправки электродвигателя на обычной станции. К концу года ситуация, конечно, могла измениться, но не настолько, чтобы полностью решить проблему с дефицитом инфраструктуры.
"Зарядок действительно маловато, - поделился с "РГ" таксист "Яндекс.Go" Михаил Рысин. - Чем дальше от центра Москвы, тем сложнее найти станцию. Да и на центральных улицах зарядку нередко приходится бронировать заранее". По словам водителя, который, кстати, живет в своем доме в Новой Москве, если бы не возможность еженощно заряжать авто в собственном гараже, он хорошо бы подумал, прежде чем приобрести электрокар. Хотя плюсов от владения такой машиной много: бесплатная парковка на улицах, бесплатный проезд по платным участкам федеральных дорог, освобождение от транспортного налога. "И техосмотр дешевле в разы, не нужно менять масло, фильтры, свечи, массу движущихся элементов, как в обычном автомобиле", - добавляет Рысин.
Впрочем, городские власти проблему нехватки зарядных станций решают. "Мы по поручению мэра Сергея Собянина развиваем зарядную инфраструктуру для электротранспорта. Устанавливаем станции в местах с интенсивным транспортным потоком, популярных пространствах, на территориях автозаправочных станций, торговых и бизнес-центров. В данный момент прорабатываем вопрос о размещении ЭЗС во дворах. Планируем к 2030 году довести количество современных станций по всему городу до четырех тысяч", - отмечает заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Опрос, проведенный "Активным гражданином", показал: 20,4% респондентов намерены приобрести электрокар. А почти половина действующих владельцев электромобилей ежедневно заряжают их именно на городских станциях, а не от домашней электросети. И, конечно, людям будет гораздо удобнее, если станции начнут устанавливать именно во дворах многоквартирных домов. Причем речь идет именно о таком варианте зарядок, к которому могли бы подключиться сразу две машины. За размещение электрозарядок во дворах проголосовали 29,7% опрошенных. Еще 26,8% выступили за то, чтобы этот вопрос решали специалисты. Остальные участники либо проголосовали против, либо затруднились с ответом. "Я принимала участие в голосовании и выбрала второй вариант, - рассказывает москвичка Полина Фильченкова, проживающая в районе Тушино. - Все-таки в наших дворах определять место для установки зарядной станции нужно с умом, чтобы не отбирать парковочное пространство у жителей и в то же время не затрагивать зоны отдыха, ставя станцию вплотную к детской или спортивной площадке". К слову, в новых столичных микрорайонах и на территориях, где жилье появляется по программе реновации, проблемы с поиском мест для зарядных станций не будет. По правилам современной жилой застройки 5% мест в дворовом парковочном пространстве должны уже сдаваться с возможностью быстрой установки зарядной станции.
Как утверждают в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, все результаты опроса найдут отражение в стратегии развития зарядной сети Москвы.