Топ-10 китайских моделей в России покинули автомобили Chery

Октябрь прошлого года позволил нарастить объемы бизнеса многим авторетейлерам. Тогда покупателей в легковом сегменте нашли 168 тысяч машин. В 2025 году продажи второго месяца осени развивались по схожему сценарию, когда после неплохого сентября (121 тысяча сделок) дилеры пережили более яркий всплеск интереса к покупкам автомобилей. В октябре было реализовано 164 тысячи легковых машин. Это на 35% больше, чем в сентябре, и всего на 2% меньше по сравнению с очень успешным октябрем прошлого года. Свою роль сыграли новостной фон о внеочередном повышении утилизационного сбора, снижение ставки ЦБ до 16,5%, рост кредитных и лизинговых сделок и средства, высвобождаемые с депозитов.
В китайском сегменте лидерство упрочила марка Haval - 26,1 тысячи сделок. Это в полтора раза больше, чем месяц назад, и на 9% выше результатов октября прошлого года. Если бы ведущая марка Поднебесной продвигалась схожими темпами весь год, то к концу декабря могла бы выйти на продажи в 300 тысяч машин. Однако пока это лишь компенсация провалов первых трех кварталов. За 10 месяцев реализовано 136 тысяч автомобилей, и по итогам года этот объем может возрасти до 180 тысяч. Кассу марке, как и в прежние времена, делает тульский кроссовер Haval Jolion (9,2 тысячи). Однако относительно прошлого года его объемы бизнеса сжались на 19%. Зато наиболее доступная модель семейства, калужский паркетник Haval M6 (6,2 тысячи сделок), напротив, привлекает все больше клиентов (+69%).
В октябре сильно увеличились продажи и у Geely (14,2 тысячи машин, + 46% к сентябрю). Однако здесь нельзя говорить о росте бизнеса локализованных товаров, так как именно эта марка стала осенью лидером по объемам завоза частными продавцами. Для импорта в Россию чаще всего выбирали кроссоверы моделей Monjaro и Atlas. Как только все они будут реализованы, продажи Geely в нашей стране снова рискуют снизиться ниже 10 тысяч машин в месяц.
К этому стоит прибавить тот факт, что почти те же товары, но с белорусского завода Belgee, продолжали набирать в России популярность. В октябре по Belgee было зарегистрировано 10,8 тысячи сделок (+29% к сентябрю, + 148% год к году). Причем на этот раз в бестселлеры марки записан кроссовер среднеразмерного класса Belgee X70 (5,4 тысячи машин). За год его продажи выросли почти пятикратно, за месяц - на 96%. Цены на него осенью оказались едва ли не самыми привлекательными в сегменте, автомобиль продавали за 2,5 миллиона рублей. А вот наиболее доступный кроссовер марки, Belgee X50, немного просел в продажах (4,2 тысячи "штук" - 24%). У дилеров остались только наиболее дорогие комплектации. Завод в Беларуси, похоже, не ожидал такого спроса на эту модель.
В свою очередь Chery продолжила сокращать объемы российского бизнеса (6,6 тысячи сделок). В октябре марка оказалась единственной в китайском сегменте, чьи продажи сжались и относительно сентября (-18,2%), и особенно относительно октября 2024 года (-57%). В топ-10 моделей лидеров нет больше ни одного Chery.

Зато они есть у марки Tenet, которая семимильными шагами поднимается в рейтинге популярности. В октябре с результатом в 8,6 тысячи машин (+ 322% к сентябрю) и долей рынка в 5,2% Tenet стал пятым в общем зачете продаваемых в России легковых автобрендов. Базовую модель Tenet T4 (она же Chery Tiggo 4) выбрали 4,3 тысячи клиентов, Tenet T7 (он же Tiggo 7) - 3,6 тысячи.
Пятерку марок Поднебесной, как и месяц назад, замкнул Changan (6,4 тысячи сделок). Относительно сентября заметна небольшая прибавка объемов (+13%). Однако она значительно ниже динамики рынка в целом. Бренду из Чунцина в России по-прежнему остро не хватает маркетингового продвижения.
Впрочем, дуэт родственных Chery марок Omoda (3,4 тысячи) и Jetour (3,1 тысяча) едва ли можно обвинить в недостатке рекламы. Однако их динамика относительно предыдущего месяца и вовсе близка к нулевой.
На этом фоне рост октябрьских продаж GAC (3,1 тысячи сделок, + 39% за месяц), Exeed (2,9 тысячи, +75%) и Tank (2,3 тысячи, + 52%) по отношению к сентябрю может служить предметом для подражания. У первой марки покупатели распробовали полноприводные версии новых кроссоверов GS4. У второй и третьей погоду сделали скидки, превышающие нередко 1,2 миллиона рублей.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
"Всего в октябре в легковом сегменте было заключено 164 тысячи сделок. На китайский сегмент (без учета Belgee) пришлась 81 тыс. сделок, или 49%, на 5 п.п. меньше, чем по итогам сентября 2025 года. При этом ноябрь едва ли повторит успех. Можно предположить, что ноябрь будет закрыт на уровне 140-145 тысяч машин, в том числе порядка 70 тысяч "китайцев".