Эксперты оценили влияние повышения НДС на автокредитование
В ноябре и декабре автокредитование продолжит быстро расти, несмотря на все еще высокие процентные ставки. По итогам 2025 года портфель автокредитов покажет прирост на 13-17%, что значительно медленнее прошлогодних 52%, прогнозируют аналитики.
Эффект отложенного спроса на рынке завершился в прошлом году, но выдачи в сегменте поддержит очередное повышение ставок НДС и утильсбора, в том числе на автомобили мощностью более 160 лошадиных сил, ввозимые до повышения из-за границы по льготному тарифу - 3,4 тыс. руб. на новые автомобили для личного пользования и 5,2 тыс. руб. на автомобили старше трех лет.
"Новые ставки утильсбора приведут к значительному, а по некоторым моделям - к кратному росту стоимости ввозимого автомобиля уже с 1 декабря. Эти факторы могут значительно подстегнуть потребительский спрос, и на рынок поспешат выйти заемщики, планировавшие покупку автомобиля в следующем году", - считают аналитики.
Рынок, как говорят в НКР, действует в условиях высоких процентных ставок, а с 1 июля на него негативно влияют и впервые введенные в сегменте надбавки к коэффициентам риска.
По данным Frank RG, в сентябре было выдано автокредитов на 199 млрд руб., а в октябре - уже на 214 млрд руб., что является максимумом выдачи за месяц с октября 2024 года.
В январе-феврале на рынке ожидается заметное падение объема выдач, поскольку негативное влияние повышенных утильсбора и НДС уже станет ощутимым, а часть спроса уже реализована в ноябре-декабре.
В последующие месяцы динамика в сегменте будет во многом определяться денежно-кредитными условиями, и в зависимости от скорости снижения ключевой ставки аналитики НКР ожидают прироста портфеля автокредитования по итогам 2026 года на 10-20%.