Названы причины ухода китайских автобрендов из РФ: время быстрых денег прошло
Аналитик Tidenews связывает снижение экспорта с совокупностью факторов.
Резкое ужесточение российских налогов и правил ввоза
В октябре 2024 года была существенно увеличена ставка утилизационного сбора - на 70-85%. С января 2025-го импортные пошлины выросли до 20-38%.
В итоге суммарная налоговая нагрузка нивелировала ценовое преимущество китайских автомобилей на российском рынке.
Закрытие "серых" схем поставок
Ранее значительная часть машин поступала в РФ через Казахстан и другие страны ЕЭС как "нулевые б/у", что позволяло уменьшать платежи. С апреля 2024 года Россия обязала такие автомобили доплачивать разницу налогов - канал фактически перестал работать.
Снижение потребительского спроса в России
Высокая ключевая ставка (21%) привела к удорожанию автокредитов до примерно 30% годовых. Средняя цена автомобиля на рынке выросла до 3,35 млн рублей, что заметно охладило продажи.
Еще одной причиной эксперты называют возвращение иностранных брендов, что на самом деле не соответствует реальному положению дел: ни одна из компаний пока официально не заявила о планах по возобновлению автобизнеса в РФ.
В последние два года Россия была ключевым рынком для китайского автопрома: в 2023 году экспорт вырос до 950 тысяч машин, а в 2024-м - до 1,158 млн. Однако совокупность регуляторных мер и ухудшение спроса привели к завершению периода сверхприбыльных поставок.
Эксперты отмечают, что до конца 2025 года Китай сохранит значимое присутствие в России, но объемы будут значительно меньше рекордных значений прошлых лет.