Эксперты рассказали, каких сюрпризов можно ждать от подержанных китайских автомобилей

Одной из проблем при покупке подержанного автомобиля китайского производства является сложность оценки его качества и истории эксплуатации, считает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
"Китайские бренды за последние годы прошли огромный путь, но качество их моделей сильно различается. Ранние партии и пробные поставки часто имели "детские болезни", о которых не всегда знают даже продавцы. Поэтому на вторичном рынке нередко оказываются машины из первых партий, которые эксплуатировались без обновлений и доработок. Внешне автомобиль может выглядеть свежо, но поведение электроники или ресурс узлов будут отличаться от более поздних версий", - рассказала Франк.
Как подчеркнула эксперт, пробег и историю б/у китайских автомобилей проверить сложнее, чем кажется.
"Китайские автомобили - цифровые, что одновременно и плюс, и минус. Скручивание пробега стало "тоньше": недобросовестные продавцы работают не с одометром, а с блоками, где хранятся системные журналы. Многие покупатели уверены, что "китайцы защищены", но на "вторичке" встречаются автомобили с пробегом, "подправленным" на уровне прошивок. Более того, в Россию часто попадают машины, побывавшие в каршеринге или корпоративных парках в Китае. Восстановить их историю практически невозможно", - комментирует Франк.
Софт и адаптация под Россию - еще одна серьезная проблема.
"Большинство китайских моделей изначально создавались для внутреннего рынка КНР. Их ПО, карты, голосовые ассистенты, климатические алгоритмы и даже настройки безопасности рассчитаны на другие условия. Нередки ситуации, когда "серый" автомобиль приезжает с частично заблокированными функциями, неработающей навигацией, неполным переводом и без доступа к OTA-обновлениям.
Адаптация требует специализированного оборудования и компетенций, а взяться за такую работу согласится не каждый сервис. При этом у китайских автомобилей "начинка" плотнее, чем у европейских и корейских аналогов. Негарантийный ремонт таких машин превращается в лотерею: неоригинальные детали могут конфликтовать с софтом, а попытки кустарной прошивки способны вывести из строя сразу несколько блоков. Иногда желание сэкономить на сервисе приводит к счету за замену целого комплекса электроники", - отметила эксперт.

Наконец, риск мошенничества при таких сделках, по ее словам, выше среднерыночного.
"Сегмент относительно молод, и многие покупатели не до конца понимают, что именно нужно проверять. Этим пользуются перекупщики: от подмены комплектаций до продажи автомобилей после серьезных ДТП, восстановленных "с нуля", но с полностью переписанными системными логами.
Таким образом, покупать подержанный китайский автомобиль без проверки - все равно что подписывать договор, не читая мелкий шрифт. Практика показывает: надежнее совершать сделку там, где автомобиль перед продажей проходит комплексную диагностику электроники, адаптацию ПО под Россию, проверку пробега на уровне нескольких блоков и где продавец предоставляет гарантию.
На рынке уже сформировались специализированные центры, которые работают с китайскими автомобилями как с отдельной категорией техники, требующей особого подхода. Покупатели, которые обращаются к таким площадкам, в итоге сталкиваются с минимальными сюрпризами - как в вопросах софта и адаптации, так и в юридической чистоте сделки", - резюмировала эксперт.
Генеральный директор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев, в свою очередь, рассказал, что самое слабое место у китайских автомобилей эконом-сегмента - это лакокрасочное покрытие.

"Сколько бы автопроизводители ни заверяли клиентов в том, что кузова полностью оцинкованы, "рыжики" появляются и из-за резких смен температуры и из-за реагентов", - сообщил руководитель.
Он добавил, что проблема проявляется в наибольшей степени в "дождливых регионах, где часто высокая влажность". Еще одна проблема, с которой сталкиваются владельцы подержанных "китайцев", - не всегда качественные материалы, узлы и расходники.
"Например, материал, из которого изготавливают карданные валы, - непрочный, нагрузки тяжело даются, и, как следствие, элементы узла деформируются", - уточнил специалист.
Глюки электроники - еще одна известная проблема.
"У "китайцев", как правило, много электронных опций, и это хорошо, но это преимущество имеет и оборотную сторону - периодические зависания электроники.
В то же время зачастую у автомобилей из КНР - турбированный двигатель. Он сам по себе неплохой, но приходит в неисправное состояние быстрее, чем атмосферный. А ремонт и замена ДВС - это дорогое удовольствие. Наконец, подвески ряда китайских моделей слабоваты для российских дорог. После пробега в пятьдесят тысяч км появляются трещины.
Есть такая проблема, как нарушение герметичности кузова: со временем вода проникает в салон. Кроме того, с транспортными средствами, попавшими в нашу страну по параллельному импорту, могут быть проблемы и хуже. Например, в таких автомобилях могут отсутствовать функции обогрева", - заключил Матвеев.