Эксперт Демидов: Автомобили с пробегом страхуют чаще новых

Спрос на добровольное автострахование (каско) в этом году растет за счет подержанных автомобилей. Это связано с увеличением стоимости как самих машин, так и восстановительного ремонта, сообщили в Банке России. По данным регулятора, при средней цене полиса в 21,5 тыс. рублей средняя выплата за 9 месяцев 2025 года составила 211,3 тыс.
РИА Новости

Невысокая стоимость полиса говорит о сохранении популярности недорогих программ автострахования с ограниченным набором рисков и договоров с франшизой (когда часть рисков оплачивает сам страхователь. - Прим. "РГ"), полагают в Банке России. В периоды, когда спрос в основном был на полисы с полным покрытием рисков, средняя цена автокаско составляла 45 тыс. рублей. На цену влияет также распространение краткосрочных полисов - они дешевле долгосрочных.

"Спрос на страхование автомобилей с пробегом существенно превышает количество полисов, оформляемых на новые автомобили, - подтвердил "РГ" Сергей Демидов, вице-президент "Ренессанс страхование". - Сегодня на новых клиентов по автострахованию с авто без пробега приходится примерно 26%, в то время как на автомобили с пробегом - более 74%. Это напрямую связано с общим снижением объемов продаж новых автомобилей на рынке".

В портфеле автокаско СК "Согласие" доля подержанных автомобилей составляет 31%, рассказали в компании. В основном это BMW, Mercedes, Toyota, Geely, Audi, Haval. Возраст машин в большинстве случаев до 5 лет.

"За 9 месяцев 2025 года водители чаще всего страховали авто возрастом 1 год (24% от всех оформленных полисов каско за январь - сентябрь) и 2 года (21%). Доля застрахованных машин 2025 года выпуска составила 6%", - отметил Павел Бородин, директор проектов каско "СберСтрахования". Среди подержанных автомобилей большая часть полисов пришлась на Haval, Changan и Geely (по 8%).

По словам Бородина, полис каско можно оформить на отечественные автомобили не старше 7 лет и иномарки не старше 12 лет. Автомобили возрастом более 15 лет клиенты страхуют нечасто, добавляет он. Доля таких машин в портфеле компании составляет менее 1%.

Сергей Демидов, наоборот, фиксирует устойчивый спрос на страхование автомобилей старше 15 лет. Для таких транспортных средств, как правило, оформляется полис мини-каско. Это продукт с ограниченным покрытием, например, предусматривающий выплату только в случае ДТП по вине другого участника, когда виновник установлен, но у него отсутствует действующий полис ОСАГО. "Стоимость таких полисов может начинаться от нескольких тысяч рублей, что делает это решение популярным среди владельцев автомобилей с большим пробегом", - поясняет эксперт.

Рост сборов на рынке в последний период был обеспечен именно за счет бюджетных программ мини-каско, говорит Демидов. Это было вызвано общим подорожанием автомобилей и увеличением страховых сумм, когда многие владельцы авто с большим пробегом начали рассматривать каско как способ защиты имущества, так как возможные расходы на ремонт стали восприниматься как критичные. Доля таких клиентов продолжает постепенно расти.

"Если тенденция по старению парка будет продолжаться, то будет возникать потребность в предложении клиентам продуктов, которые смогут удовлетворить их желание быть застрахованными, при этом учитывая риски страховщиков", - отметили в СК "Согласие".

По словам Павла Бородина, полное каско наиболее востребовано при приобретении автомобиля в кредит, а также теми клиентами, которые хотят получить полную защиту. Договоры с франшизой составляют порядка 30% портфеля. Мини-каско чаще всего выбирают владельцы возрастных автомобилей, подтверждает он.

В следующем году в связи с ростом утилизационного сбора и общим ростом стоимости автомобилей эксперты прогнозируют увеличение сборов по каско, в частности за счет роста средней стоимости застрахованного автомобиля. Ключевым трендом они называют то, что рост стоимости среднего автомобиля будет подталкивать владельцев к оформлению полиса, поскольку машина начинает восприниматься как более ценное имущество. "Человек, понимая, что не может позволить себе взять новый автокредит и купить автомобиль, начинает выше ценить имеющуюся машину. Это восприятие и поддерживает спрос на каско", - поясняет Сергей Демидов.

Каско рассматривается частью клиентов как способ зафиксировать возможные расходы на ремонт в случае ДТП, добавил эксперт. Особенно быстрый рост спроса со стороны таких клиентов произошел во время стремительного роста стоимости запчастей и автомобилей в 2022 году. Сейчас ситуация с ценами более стабильная, но произошедший ранее рост стоимости в целом привел к устойчивому восприятию автомобилей как имущества высокой ценности, что положительно влияет на рынок страхования.