Какие меры влияют на безопасность поездок на электросамокатах, а какие нет

Кикшеринговые компании рассказали, какие меры повысили безопасность поездок
Россия показывает лучший в мире уровень безопасности в кикшеринге. Такие данные приведены в Отчете о социальном влиянии этого сервиса, представленном изданием "Мобилити". Ранее было принято много различных ограничений в отношении этого транспорта, как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне самих компаний. И эти сервисы проанализировали, что из принятых мер сработало, а что не очень.
Сергей Михеев/РГ

Согласно отчету, российский кикшеринг на данный момент фиксирует 0,18 травм на 100 000 поездок. Это высокий уровень безопасности для отрасли. Для сравнения, последний международный отчет от Micro-Mobility for Europe за 2024 год в Европе фиксируется 0,71 случая на 100 000 поездок.

Основная причина аварий в кикшерингах - именно несоблюдение правил перехода проезжей части, что сближает их с ДТП с пешеходами. Теперь дальнейшее снижение аварийности зависит от развития инфраструктуры и культуры вождения среди пользователей.

С момента появления в российской индустрии кикшеринга операторы внедряли меры и технологические решения, направленные на безопасность поездок на электросамокатах. На старте рынка регулирование отсутствовало в принципе: в Правилах не было норм для СИМ (они появились только в 2023). В этих условиях сервисы тестировали и внедряли широкий спектр инструментов безопасности - самостоятельно и вместе с государством.

Эти меры обеспечили ощутимый эффект - снижение аварийности в этом сезоне. По данным Whoosh число аварий сократилось на 46%, особенно значительно в категориях: поездки детей (-65%), поездки вдвоем (-48%) и инциденты на пешеходных переходах (-50%). "МТС Юрент" фиксирует снижение числа страховых случаев на 100 тысяч поездок - за 9 месяцев 2025 года этот показатель уменьшился на 49,2%. Снижение аварийности не связано с локальными ограничительными мерами, которые вводятся в отдельных городах (ограничения скорости, расширение зон запрета движения и другие правила).

Что действительно влияет на снижение аварийности и травм?

В первую очередь - это инфраструктура.Там, где развита сеть велополос и велодорожек, аварий меньше. Разделены потоки пешеходов, СИМ и автомобилей, а это напрямую влияет на безопасность и всех остальных участников движения - от курьеров до владельцев частных самокатов.

Скорость. Безопасная скорость для арендных самокатов - 20-25 км/ч. Она влияет на тяжесть травм, но не на вероятность аварии. Чаще всего происшествия связаны с нарушением Правил. Сравнение городов с разными скоростными лимитами показало, что чрезмерное снижение скорости или постоянные "медленные зоны" не дают дополнительного эффекта, а порой создают новые риски.

Возраст. Возраст водителя напрямую связан с уровнем риска. С 16 лет подростки уже способны адекватно оценивать обстановку, а у пользователей младше 15 лет большинство нарушений происходит из-за несоблюдения правил и поездок на аккаунтах их родителей или друзей. Сервисы усиливают информирование родителей о последствиях передачи доступа детям и блокируют такие аккаунты.

А вот, что по мнению компаний не влияет на аварийность:

Снижение скорости ниже 25 км/ч. Как показала практика, падение лимита не снижает число ДТП. В городах с разными ограничениями динамика одинакова. Аварийность уменьшается по тем же категориям, что и в других регионах. Эффективнее индивидуально ограничивать скорость для пользователей, склонных к нарушениям.

Ночные запреты. Аварийность ночью такая же, как днем - 1-2 случая за сезон. Введение запретов лишь мешает тем, кто возвращается домой после смены, и не влияет на общую безопасность.

Крупные номера без интеграции с системами фиксации. Сами по себе номера не влияют на дисциплину, если они не подключены к городским камерам и службам мониторинга.

Медленные зоны на перекрестках - резкие изменения скорости вызывают больше опасных ситуаций, чем движение по Правилам с постоянным темпом.

Технологические эксперименты. Не все инновации дают эффект: часть решений оказывается избыточной или сама технология требует развития. Тем не менее, операторы продолжают тестировать новое и инвестировать в технологии безопасности.

Сервисы активно взаимодействуют с городскими властями. Это позволяет быстрее решать возникающие проблемы, эффективнее отслеживать нарушителей, совместно развивать велоинфраструктуру.

Но чрезмерное регулирование мешает мобильности миллионов горожан, снижая комфорт передвижения, способствует распространению никак не регулируемых частных СИМ. Так, полный запрет СИМ в Благовещенске вряд ли сильно улучшит безопасность и комфорт пешеходов, зато создает трудности для тех, кто привык пользоваться этим видом транспорта.

Однако, помимо прокатных электросамокатов есть еще и личные СИМ, а также электровелосипеды курьеров. К ним никаких мер не применяется, и Правила хоть и писаны, но никем не контролируется их соблюдение.