ДТП с СИМ: Что делают власти регионов, чтобы снизить число аварий с самокатами?
В Ростовской области за первые десять месяцев 2025 года полицейские зафиксировали 80 ДТП с участием электросамокатов и других СИМ, что почти вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. По данным регионального МВД, в результате аварий пострадали 84 человека, трое погибли. Наиболее уязвимыми категориями участников дорожного движения оказались дети: 32 ребенка получили травмы, двое из которых скончались - в 2024 году было 15 раненых детей и ни одного смертельного случая. Также в полиции отметили возросшее количество привлечения водителей электросамокатов к административной ответственности за нарушение ПДД: в 2024 году к ответственности были привлечены 711 человек, а в 2025 году - 783.
Чтобы снизить число аварий с участием детей, в том числе детей-водителей, правительство ведет активную пропаганду. На территории Ростовской области за период 2024-2025 годы Министерство образования запланировало более 200 тысяч мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Кроме того, в отряды юных инспекторов движения и помощников инспекторов движения региона привлечены 74 тысячи детей и подростков.
Пытаются власти регулировать и нахождение СИМ на улицах городов. В Ростове-на-Дону запретили передвижение на самокатах по тротуарам главной улицы города - Большой Садовой, и на территории учебных заведений. В парках и скверах скорость была ограничена до 12 километров в час.
В Краснодаре водителям СИМ, нарушившим правила дорожного движения, выписано 33 тысячи штрафов в текущем году. Кроме того, было заблокировано 25 тысяч пользователей, об этом сообщили представители кикшеринговых компаний на городском совещании по повышению безопасности при езде на средствах индивидуально мобильности.
В 2025 году случаев гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ не зафиксировано.
Кикшеринговые компании внедрили в Краснодаре технические ограничения для СИМ, снизив максимальную скорость электросамокатов до 15 километров в час на наиболее загруженных участках, включая улицы Ставропольскую, Красную, Красноармейскую, им. Тургенева и другие. Кроме того, продолжает действовать запрет движения СИМ в городских парках.
В Санкт-Петербурге за 10 месяцев этого года зарегистрировано 236 ДТП с участием несовершеннолетних. В них пострадало 237 мальчиков и девочек. Два ребенка погибли. Эти показатели на 16 процентов ниже аналогичных за прошлый год, однако остаются по-прежнему достаточно высокими.
Что касается профилактики ДТП, то, как пояснил председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов, в Петербурге проводится многосторонняя и постоянная работа. И это не только беседы, проходящие с детьми и молодежью. Уже много лет в городе реализуется проект "Безопасная дорога в школу", подразумевающий разработку оптимального маршрута для ребенка и его прохождение (обычно карта с таким маршрутом вклеивается в ученический дневник).
Для самых маленьких оптимально подходят занятия на мобильных автогородках, в игровой форме предлагающих обучение правилам дорожного движения. У школьников средних классов популярны специальные занятия для велосипедистов, на которых ребята изучают не только ПДД, но и осваивают навыки езды на велосипеде.
Также в городе много социальной рекламы, направленной на соблюдение ПДД всеми - и детьми, и взрослыми. А в общественном транспорте можно увидеть яркий ролик, рассказывающий о том, как правильно переходить дорогу, и прочих правилах.
В Свердловской области за теплый сезон 2025 года количество ДТП с самокатами в целом в регионе стало на 18 процентов меньше - зафиксировано 146 таких происшествий, а вот фатальных исходов - больше. Погибли пять человек, год назад - один. Львиная доля - более 80 процентов - ДТП пришлась на Екатеринбург, тут пострадали 120 человек, четверо лишились жизни. В 40 происшествиях с самокатами пострадал 41 ребенок.
А в 30 авариях на мототранспорте пострадали 24 подростка.
Сотрудники ГИБДД обращают внимание, что на самокаты, которые подростки и дети берут в прокат, приходится 54 процента происшествий с СИМ.
Если в работе с гражданами-владельцами самокатов госавтоинспекция ориентируется на прямую профилактику аварий и применение штрафов за нарушение правил дорожного движения, то спектр превентивных мер, способных предотвращать ДТП среди пользователей прокатных СИМ, дополняется возможностями администрации города и кикшеринговых компаний. В частности, в городе введены свободные зоны от движения самокатов вообще - это парки, набережные, где гуляют горожане, до 20 километров снижена максимальная скорость передвижения на арендованном самокате по тротуарам, что обеспечивается настройками устройств. И, как в прочих городах, компании используют штрафы за нарушение правил использования самокатов, вплоть до пожизненной блокировки возможности пользоваться услугой вообще. Меры эти действуют, появились первые случаи взыскания многотысячных штрафов со злостных нарушителей - в частности, за езду вдвоем.
Многие екатеринбуржцы-пешеходы выступают за полный запрет самокатов в городе, пока условия для их использования не созданы. И обращают внимание на Пермь, где власти запретили парковку арендных самокатов в центральных районах и тем выдавили кикшеринг.
В Новосибирской области за прошедшие 10 месяцев зарегистрированы 54 дорожно-транспортных происшествия с участием детей - водителей мототранспорта. В ДТП погибли двое детей, еще 53 получили травмы. При этом само число инцидентов с юными мотоциклистами в сравнении с 2024 годом снизилось на 10%. Инспекторы связывают улучшение показателей с активной профилактической работой, к которой подключаются родители детей и волонтеры. Весной-осенью 2025 года в школах региона было проведено более четырех тысяч профилактических мероприятий, еще 200 - в дошкольных учреждениях.
Тем не менее, с начала года в Новосибирске зарегистрировано 111 ДТП с участием СИМ, в которых пострадало 114 человек, из них 34 - несовершеннолетние, - уточняли в августе новосибирские госавтоинспекторы. В самом областном центре в сезон главной проблемой становятся электросамокаты. Как заявил мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, муниципалитет находится в диалоге с кикшеринговыми компаниями, решаются вопросы об определении места для парковки, ограничении скорости на тротуарах, порядка эвакуации неправильно припаркованных самокатов. Планируется, что компании сами будут инвестировать в создание безопасности в городе.
В Красноярске только летом 2024 года в 117 авариях с самокатами в краевом центре пострадали 115 человек, 34 из них - дети и подростки. В сентябре 2025 года Городской совет краевого центра принял документ, где были четко прописаны основные правила размещения, передвижения, оформления и работы средств индивидуальной мобильности. Суть нововведений проста - использование СИМ в городе не должно мешать пешеходам, велосипедистам и другим участникам дорожного движения. Тем, кто эти правила нарушает, полагается штраф от 1500 до 150 000 рублей.
Больше всего красноярцев обрадовал запрет на парковку прокатных СИМ где попало - на проезжей части, перекрестках, остановках общественного транспорта. А еще для повышения безопасности пользования самокатами в 2025 году на них установили укрупненные номера, что позволило лучше выявлять водителей, которые не спешиваются на пешеходных переходах. Результат налицо - число подобных нарушений за сезон сократилось на 35 процентов.
Одна из кикшеринговых компаний тем временем привела такие данные - общее количество инцидентов с их самокатами, включая ДТП и падения, сократилось на 30 процентов. Это произошло как из-за мер саморегулирования, введенных кикшерингом, так и за счет повышения осознанности и опыта самих водителей самокатов. Общая аварийность СИМ тоже снизилась - 99,99 процента всех поездок завершились без каких-либо происшествий.
На Урале мать оштрафовали за поездку на арендованном самокате вместе с ребенком
Тагилстроевский районный суд встал на сторону компании, которая решила наказать нерадивую мать за поездку на арендованном электросамокате вдвоем с ребенком. Женщина теперь обязана выплатить частной фирме 50 тысяч рублей.
Как так получилось, что огромные штрафы частных компаний теперь законны? Дело было еще в апреле этого года. Людмила приехала из Нижнего Тагила в Екатеринбург, где решила прокатиться на электросамокате в районе парка по улице Николая Никонова. Она выбрала популярную кикшеринговую фирму, зарегистрировалась через мобильное приложение. В правилах сервиса четко прописано: "Один человек - один самокат", "Самокат только для тех, кому уже исполнилось 18 лет". Однако Людмила решила схитрить и взяла с собой дочь, надеясь, что это маленькое нарушение никто не заметит. Уже к следующей поездке женщина обнаружила, что с ее аккаунта списали пять тысяч рублей. Этот факт клиентку возмутил. Она решила, что сумма завышена, и обратилась в суд, надеясь выбить хоть какую-то "скидку" за провинность. Однако кикшеринговая компания подала встречный иск на сто тысяч рублей, обосновав его установленными правилами пользования. Тем более что в распоряжении фирмы оказались фотографии, сделанные прохожими. Они сняли с близкого расстояния участников поездки, на снимках разборчиво видно номер самоката и то, что вторым на нем едет ребенок.
Судья, учитывая отсутствие реального вреда пассажирам и имущественное положение женщины, снизил штраф до 50 тысяч рублей. По словам доктора юридических наук, профессора кафедры гражданского права УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева Аркадия Майфата, ответственность за нарушение договора вполне справедлива.
- Когда мы берем самокат, то автоматически соглашаемся на все прописанные условия и обязательства. Договор мы подписываем в электронном виде. Соглашаясь на поездку, подтверждаем, что осознаем все риски и готовы понести всю ответственность, а значит, и компенсировать штрафы. Если в ресторане по нашей вине случайно разбита посуда, нам приходится возмещать ее стоимость. А здесь точно так же. Частная компания заранее продумала систему штрафов за неправильное использование своего имущества или за возможные расходы за его порчу. Предположим, маму отвлек бы ребенок беседой, она бы еще - не дай Бог - попала в аварию, с кого потом взыскивать ущерб? Кто прав? Кто виноват? Поэтому бизнес справедливо заранее ограждает и пассажиров от нежелательных рисков, и про себя не забывает, страхуясь на всякий случай от ненужных издержек, - говорит Майфат.
Подготовила Ольга Фаткуллина
В российской столице в минувшем году на прокатных самокатах москвичи и гости города совершили 71 млн поездок. При росте числа поездок количество нарушений снизилось на 54 процента и составило всего 636 происшествий. Как сообщает заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, в сезон количество происшествий с детьми снизилось на 68 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Повлияла на снижение числа ДТП совместная работа столичных властей, ГИБДД города и сервиса проката.
Чтобы устранить возможность использования несовершеннолетними проката СИМ, ввели обязательную верификацию через Mos ID. По данным департамента транспорта Москвы, в сезон было заблокировано 68 тысяч аккаунтов несовершеннолетних пользователей. Чтобы проще было выявить самокат, спровоцировавший аварию, в этом году все СИМ проката были оснащены укрупненными номерами. Их разместили не только рядом с сигналами топ или фарой, но даже сбоку. Это позволило выявлять нарушителей, которые пересекали на самокате, не спешившись, переходный переход, что запрещено правилами.
Если в 2024 году в городе было всего 350 медленных зон, где кататься на прокатном самокате нельзя или автоматически снижается скорость, то к концу прокатного сезона этого года таких участков стало 420. Новые 70 медленные зоны появились у станций МЦД, МЦК, рядом с остановками и станциями метро. Чтобы развести потоки пешеходов, автомобилистов и самокатчиков, увеличили количество велосипедных дорожек, на 250 локациях сделали специальную разметку для СИМ. А еще, совместно с Яндекc GO продолжили обучать школьников с 8 класса правилам дорожного движения в контексте использования самоката. Для этого на нескольких площадках оборудованы специальные полигоны с имитацией городского ландшафта, на которых школьников учат управлять прокатным электросамокатом.
"Сейчас самокат в прокат берут для того, чтобы добраться с одного места до другого, а не для развлечения, как это было в первые годы работы сервиса. 85 процентов поездок совершается с транспортной целью", - уточнили "РГ" в пресс-службе Яндекс Go. Схожее мнение высказали и в пресс-службе МТС Юрент. По их данным, 77 процентов поездок в сезон совершены частотными пользователями, которые ездят по одному и тому же маршруту в определенные дни недели. Чаще всего это так называемая "последняя миля" или 2-3 километра от остановки общественного транспорта или метро до дома или работы.
Подготовила Ирина Огилько