Китай нарастил мировой экспорт автомобилей, но поставки в Россию резко сократились

При этом динамика поставок китайских автомобилей в Россию развивается в противоположном направлении. По данным агентства "Автостат", в ноябре напрямую из Китая в РФ было ввезено 36,9 тысячи легковых и коммерческих машин - на 39% меньше, чем годом ранее.
По итогам 11 месяцев снижение оказалось еще более заметным: минус 68%, до 259 тысяч машин.
Резкое сокращение импорта китайских автомобилей в Россию в 2025 году связано сразу с несколькими факторами, считает аналитик "Автостата" Сергей Целиков. Во-первых, снизился сам российский рынок: за 11 месяцев продажи легковых и коммерческих автомобилей сократились на 21%, в сегменте легковых - на 18%.
Во-вторых, на начало года сформировались значительные складские запасы. Только по легковым автомобилям объем нераспроданных машин оценивался примерно в 500 тысяч единиц, из которых около 400 тысяч приходилось на китайские бренды.
В сегменте коммерческого транспорта абсолютные объемы запасов были ниже, однако их доля относительно рынка оказалась критичной, что привело к обвалу импорта HCV более чем на 90%.
Третьим фактором стал запуск и расширение сборочных производств на территории России. Формально выпуск автомобилей китайских брендов в стране вырос незначительно - примерно на 5%, однако часть моделей производится под российскими и белорусскими марками, включая новые проекты.
С учетом таких схем локализации реальный объем выпуска автомобилей с китайской технологической базой заметно выше, чем отражено в официальной статистике брендов.