Электромобили и транспорт будущего: инновации, рынок, выгода и ограничения

Однако можно с уверенностью сказать, что электромобили становятся ключевым направлением мирового транспорта, но из-за инфраструктурных и климатических ограничений развитие электрического транспорта идет умеренными темпами. При этом традиционный автопром явно уступает ему по технологическим достижениям: технологии батарей, электромоторов и зарядки меняются быстрее, чем традиционный ДВС.
Пока эксперты склоняются к тому, что в ближайшей перспективе электромобиль не вытеснит ДВС полностью, но займет ведущую роль в городах и логистике. Более того, пока электромобили в России в силу больших расстояний и погодных условий будут мирно соседствовать моделями-гибридами. И еще есть надежда, что тема электротранспорта обретет заслуженное внимание и актуальность благодаря госпрограммам и экотрендам.
А мы в свою очередь постараемся ответить на ряд вопросов: "как электромобиль ведет себя зимой в России, какой запас хода нужен для регионов и когда электромобили подешевеют?".
Эксперты:
- Николай Бабинов, продакт-менеджер по ВИЭ бренда SMARTWATT (компания ENERGON);
- Александр Мироненко, заместитель генерального директора по развитию компании PUNKT E;
- Артем Москалев, сооснователь финтех-компании Ivitech;
- Юлия Стафи, художник, архитектор, HR Partner;
- Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг;
- Ольга Орлова, руководитель направления "Промышленность" Института технологий нефти и газа;
- Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании "Мой Автопрокат";
- Борис Селецкий, журналист, директор Автономной некоммерческой организации "Региональный институт территориального и отраслевого развития";
- Антон Мухин, основатель и гендиректор компании "Системы автономной энергии" (САЭ, входит в ГК "Итэлма"), эксперт в сфере электромобильности.
- Мупегну Нзусси Кевин Грас, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Мелитопольского государственного университета, эксперт в области мировой экономики и управления;
- Ирина Франк, генеральный директор компании Frank Auto.
Содержание:
- Что такое автомобиль с электродвигателем
- Технологическое будущее: что происходит с электромоторами и батареями
- Экономика владения: дешевле ли электромобиль?
- Электромобили vs ДВС: плюсы и минусы
- Электромобили в России: что реально важно
- Рост продаж Evolute, Geely, BYD в ноябре 2025 года
- Где заряжать электромобили в регионах?
- Зарядная инфраструктура
- Экология и климат: где электромобили действительно выигрывают
- Гибриды и плагин-гибриды - промежуточный этап
- Будущее мирового авторынка (2030-2050 гг.)
- Что будет через 10 лет: прогнозы
- Часто задаваемые вопросы
- Заключение
Что такое автомобиль с электродвигателем
Принцип работы электромобиля основан на использовании электроэнергии в качестве основного источника питания, обеспечивающего передвижение транспортного средства. При этом источником энергии является один или несколько аккумуляторов. Электрические автомобили проще по своему устройству, чем бензиновые, в них отсутствуют такие детали как крутящий момент, радиаторы и топливный бак.

Питание электромобиля обеспечивает тяговая батарея, а электродвигатель преобразует ее механическую работу. В процессе движения также задействована силовая электроника, которая реорганизует постоянный ток из батареи в переменный для питания электродвигателя, а регулировка скорости и вращения мотора осуществляется с помощью контроллера.
Существует еще система возврата энергии, затраченной на движение, обратно в батарею. Электрические машины бывают двух видов: полностью электрические и гибриды. Первые работают только от электромотора, у вторых присутствует в качестве дополнительного двигатель внутреннего сгорания.
Электромобиль отличается от авто с ДВС конструкцией и принципом работы:
- Электродвигатель превращает энергию батареи в механическую силу, которая приводит колеса в движение. При этом постоянный ток батареи преобразуется в переменный для электродвигателя с помощью инвертора. Вдобавок, при торможении и замедлении движения, кинетическая энергия преобразуется в электрическую, частично питая батарею. Среди основных преимуществ электромобиля можно выделить тихий ход, экологичность и экономичность.
- Авто с ДВС для создания энергии задействует сжигание топлива (бензин или дизель), который сопровождается механическими процессами и трением. У этих автомобилей более сложная конструкция с большим количеством расходных материалов, которые требуют замены и постоянного технического обслуживания. Из преимуществ можно назвать лишь невысокую по сравнению с электромобилем стоимость, удобство и скорость заправки.
Антон Мухин, основатель и генеральный директор компании "Системы автономной энергии" (САЭ, входит в ГК "Итэлма"), эксперт в сфере электромобильности, подчеркивает преимущество электрических машин перед авто с ДВС:
"Благодаря системе термостатирования и продуманной теплорегуляции электромобили сегодня стали гораздо менее зависимыми от погодных условий. В то же время электромобили выигрывают у ДВС по многим параметрам даже в "зимних" странах: они экологичнее, с ними существенно сокращается шумовое загрязнение городов, их проще обслуживать и выгоднее содержать".

На вопрос почему электродвигатель эффективнее бензинового, наш эксперт, журналист Борис Селецкий, отвечает так:
"В целом, можно сказать, что эта отрасль в последние годы находится на подъеме: в городах-миллионниках все больше зарядных станций, общественный транспорт переходит на электронные рельсы, на улице можно заметить все больше Тесл и других электромобилей.
Артем Москалев, сооснователь финтех-компании Ivitech - сервиса рассрочек для таксопарков, добавляет:
"По данным "Автостата", на начало 2025 года в стране более 115 тыс. электромобилей и гибридов, при этом в 2024-м было продано почти 18 тыс. новых электрокаров.
В целом в мире в 2024 году продали свыше 17 млн электромобилей, что меняет спрос на компоненты и инфраструктуру".
Из таблицы ниже видно, чем отличаются типы электротранспорта между собой.
| Тип | Пример | Особенности |
| Электромобиль | Tesla, BYD, Zeekr | 100% на батарее |
| Гибрид | Toyota Prius | ДВС + батарея |
| Плагин-гибрид | Volvo XC60 Recharge | Зарядка от сети |
| Водородный | Toyota Mirai | Топливный элемент |
Технологическое будущее: что происходит с электромоторами и батареями
Электромоторы и батареи подвержены износу, а это самые дорогостоящие детали в электромобиле. Из-за перегрева могут возникнуть проблемы с обмотками. Из-за неисправности инвертора могут начаться проблемы с преобразованием энергии, а из-за износа сальников может возникнуть короткое замыкание, в результате которого электромотор может выйти из строя.
Срок службы электромотора - 15-20 лет. Однако могут сказаться такие факторы как повышенная влажность, перегрев, перепад температур и т.п.
Что касается батарей, то среди проблемных мест можно назвать уменьшение со временем энергоотдачи аккумулятора, увеличение времени зарядки, химический износ из-за температурных перепадов, а также сокращение срока службы батареи из-за частых резких торможений и разгонов.

Средний срок службы батареи - 8-10 лет, когда литий-ионная батарея способна сохранить около 80% емкости: важно соблюдать при этом рекомендации по уходу за ней.
Прогресс в производстве батарей позволяет совершенствовать аккумуляторы за счет роста их плотности и химического состава. Например, в батареях NMC уменьшена доля дорогостоящего кобальта, что позволило увеличить их плотность и обеспечить стабильность характеристик.
Тип LFP-батарей увеличили срок службы за счет большой плотности ячеек, позволяющих достигать энергии 160 Вт·ч/кг. Особенность натрий-ионных аккумуляторов заключается в отказе от лития и замены его на более распространенный натрий. Кстати, на ближайшие годы намечен массовый выход натрий-ионных батарей для бюджетных моделей электромобилей. Соответственно за счет более совершенных батарей электромобиль увеличил свой запас хода.
Также появилась новая реальность среди зарядных устройств в виде "10С", которое обладает предельной токоотдачей. Можно отметить и компактные китайские электромоторы 25-30 тыс. об/мин, двигатели нового поколения, суперконденсаторы и графеновые технологии.
Безусловно, электрические авто технологически намного опережают традиционные с ДВС. В частности, наш эксперт Ирина Франк, генеральный директор компании Frank Auto, отмечает:
"Скорость развития аккумуляторов, систем быстрой зарядки и самих электромоторов опережает эволюцию ДВС в разы. Однако рост сдерживается: для массового перехода нужна плотная зарядная инфраструктура, а ее строят, когда есть достаточный парк машин. Ключевым драйвером выступает госполитика (запреты на ДВС в Европе, льготы в Китае и США) и экологический запрос городов".
Сравнение технологий батарей
| Тип | Плюсы | Минусы |
| LFP | Дешевле, долговечнее | Меньше плотность |
| NMC | Мощная отдача | Дорогие материалы |
| Натрий-ион | Цена | Пока низкая плотность |
Экономика владения: дешевле ли электромобиль?
Наш эксперт Ирина Франк утверждает, что электромобили - уже не будущее, а настоящее:
"Но настоящее сложное и переходное. Мы находимся в эпицентре самой масштабной трансформации автомобильной индустрии за последние 100 лет. Да, электрокар - это автомобиль, где двигатель внутреннего сгорания (ДВС) заменен на электромотор, а бензобак - на тяговую батарею. Простота конструкции - его главный козырь: меньше движущихся частей, мгновенная отдача мощности, принципиально иная надежность.
Массовое падение цен на электрокары на 20-30% ожидаемо с появлением нового поколения более дешевых батарей и ростом производства, ориентировочно в 2025-2027 годах".
"Парадокс стоимости электромобиля заключается в высокой цене входа и низких эксплуатационных расходах, - отмечает другой наш эксперт Мупегну Нзусси Кевин Грас. - Электроэнергия дешевле бензина, а отсутствие сложной трансмиссии, масла, фильтров и выхлопной системы радикально сокращает затраты на ТО.
Стоит также учитывать инфраструктуру: в крупных российских городах сеть зарядных станций растет, в то время как в регионах она остается очаговой. Для комфортного использования вне мегаполисов необходим тщательный план поездок с привязкой к доступным зарядным хабам.

Наиболее адаптированы для России модели с эффективной системой терморегуляции батареи и высоким запасом хода, например, Volkswagen ID.4, Hyundai Ioniq 5, Kia EV6 и китайские бренды, Like NIO или Zeekr, активно развивающие инфраструктуру".
Выходит, что электромобиль и его обслуживание дешевле нежели заправка и ремонт бензинового авто. Стоимость зарядки на быстрых станциях намного ниже стоимости бензина. Единственным "но" остается цена электромобиля: здесь разброс цен колеблется в пределах 2-8 миллионов рублей.
Многое зависит также от комплектации и условий приобретения - с господдержкой или без нее.
Сравнение стоимости владения
| Показатель | Электромобиль | ДВС |
| ТО | В 3-4 раза дешевле | Дороже |
| Заправка/зарядка | В 2-6 раз дешевле | Дорогой бензин |
| Ремонт | Меньше узлов | Больше рисков |
Электромобили vs ДВС: плюсы и минусы
Кратко сформулировать плюсы электромобилей можно так:
- Тихий ход.
- Моментальный разгон.
- Экологичность.
- Дешевизна в обслуживании.
Ирина Франк подчеркнула их преимущества следующим образом:
"В чем реальный выигрыш от использования электротранспорта? Не в глобальном климате (углеродный след производства батареи велик), а в чистоте городского воздуха. Нулевые выбросы на месте - это спасенные жизни и здоровье горожан. С учетом роста доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергосетях, общий экобаланс будет только улучшаться.
Пока в наших условиях гибриды и плагин-гибриды - это не промежуточный, а зачастую самый рациональный этап, сочетающий преимущества электричества в городе и независимость ДВС на трассе".
Минусы:
- Зависимость от зарядок.
- Электромобиль зимой - падение запаса хода.
- Дорогие батареи.
- Электромобиль и отзывы - цена выше при покупке.
Мупегну Нзусси сопоставил электромобиль и авто с ДВС:
"Плюсы электромобиля - тихая работа, динамика, экологичность на месте использования, низкие эксплуатационные затраты. Минусы - высокая начальная стоимость, зависимость от температуры, ограниченная инфраструктура вдали от мегаполисов и длительное время зарядки в поездках".
Ольга Орлова, руководитель направления "Промышленность" Института технологий нефти и газа, дала более развернутый комментарий на тему преимуществ и недостатков электромобилей:
"Электромобили сегодня подаются как технологическое будущее, но их реальная эффективность вызывает серьезные сомнения. Производство электроэнергии для их работы по-прежнему во многом опирается на не возобновляемые источники энергии, такие, как, например, уголь, а значит, экологический эффект оказывается намного ниже заявленного.

Фактически значительная часть выбросов просто переносится с выхлопной трубы на электростанции, и в странах с "грязной" генерацией электротранспорт не столь экологичен, как его представляют. Зимой в российских условиях электромобили теряют до половины запаса хода, что делает их использование проблемным для регионов, где расстояния большие, а морозы стабильные.
Для комфортных поездок вне крупных городов нужен огромный запас хода. Экономия владения тоже спорная: сама машина дороже, батареи изнашиваются, а инфраструктура зарядок в регионах до сих пор крайне ограничена. Снижение стоимости электромобилей возможно, но только при массовом производстве и удешевлении батарей, что пока не происходит в нужных масштабах.
В перспективе электромобили займут свое место в городской логистике и каршеринге, но полностью заменить бензин и газ не смогут. Россия, с ее расстояниями и климатом, будет опираться на смешанную модель: ДВС для регионов и междугородних поездок, электротранспорт - для мегаполисов. Единичные случаи, скажем так".
Электромобили в России: что реально важно
Наш эксперт Борис Селецкий о ключевой проблеме электромобилей - инфраструктуре:
"Для массового перехода, особенно в таких странах, как Россия, критически важно преодолеть "детские болезни": все еще недостаток зарядной инфраструктуры, высокие стартовые цены и проблемы с запасом хода в зимний период.

"В среднесрочной перспективе (5-10 лет) мы увидим не полное вытеснение ДВС, а расслоение рынка: электромобили займут доминирующие позиции в мегаполисах, в то время как гибриды и ДВС сохранят нишу для дальних поездок и регионов.
Ключевым драйвером станет не столько дальнейший прорыв в батареях (хотя он продолжится), сколько масштабирование и удешевление инфраструктуры, что и определит реальную скорость перехода. Но вообще будущее не столько за электротранспортом, сколько за беспилотным транспортом (скорее всего, и электромобилей, но не факт)".
Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг, о коварстве зимних морозов для электромобилей:
"Зимой заряд дополнительно тратится на подогрев батареи, отопитель салона и другие теплые опции. При этом хуже работает система рекуперации, подзаряжающая машину при замедлении. Долгая стоянка на морозе может опустить температуру батареи до критических значений, когда для запуска электрокара придется везти его в теплое место. Поэтому для таких условий становится критичным наличие розетки или возможность изредка подзаряжаться".
Артем Москалев продолжает тему зимних морозов и не только:
"Зима - главный тест. Да, запас хода в мороз действительно падает, поэтому для регионов особенно важны модели с увеличенной батареей и эффективной системой термоконтроля. Гораздо серьезнее другой фактор - зарядная инфраструктура.
На середину 2024 года было известно примерно о 7,4 тыс. публичных точек подключения для электромобилей, из которых около 2,5 тыс. быстрых (DC). К июлю 2025 года количество быстрых ЭЗС достигло примерно 4,4 тыс. Хотя в крупных городах сеть постепенно расширяется, в большинстве регионов зарядки по-прежнему остаются точечными, и именно это сегодня сильнее всего тормозит массовый переход на электромобили.
Для отрасли такси электротранспорт выглядит экономически оправданным: ниже стоимость энергии и практически отсутствуют расходы на ТО. Однако операторам важна бесперебойная работа - и именно здесь разрыв в инфраструктуре становится ключевым фактором принятия решений.
Кроме того, играют роль и регуляторные аспекты. Нормативные требования к таксопаркам постоянно меняются, вводятся новые обязательные параметры состава автопарков, и операторы зачастую не готовы одновременно адаптироваться и под инфраструктурные риски, и под регуляторную неопределенность. Это делает переход на электрокары более сложным, даже если экономика владения выглядит привлекательной".
Александр Мироненко, заместитель генерального директора по развитию компании PUNKT E, о социально-экономическом аспекте электромобильности и господдержке этой отрасли:
"Электромобильность в России активно развивается с 2021 года благодаря инициативе социально-экономического развития до 2030 года и Концепции по производству и использованию электрического транспорта. При поддержке правительства налажено производство отечественных электромобилей и развивается зарядная инфраструктура в регионах при участии частных инвесторов.
В крупных городах уже существует достаточное количество зарядных станций, которое продолжает расти вместе с увеличением числа электромобилей. В большинстве регионов инфраструктура позволяет комфортно перемещаться между городами.
Государство принимает комплексные меры для стимулирования роста парка электротранспорта:
- Субсидии до 925 тыс. рублей на покупку электромобилей, что снижает их стартовую стоимость.
- Региональные льготы, например, в Нижнем Новгороде, где оплачивается лизинговый платеж на покупку электромобиля в текущем финансовом году для компаний с лицензией на перевозки в области.
- Нулевой транспортный налог в 50 субъектах РФ.
- Бесплатная парковка в Москве и еще семи регионах без ограничений.
- Бесплатный проезд по федеральным трассам, таким как М-4, М-11, М-12, для локализованных электромобилей.
Региональная поддержка лизинга электротакси может ускорить развитие инфраструктуры и улучшить экологию городов. Пример Нижегородской области показывает, что благодаря дополнительной поддержке компания "Нижегородец" запустила крупнейший в России парк электротакси, заполнив новую зарядную инфраструктуру PUNKT E".
Электромобиль, чья зарядка находится непосредственно у дома, пока остается участью избранных владельцев частного жилья.
Невольно возникает вопрос: какие электромобили пользуются в России популярностью и лучше всего подходят для наших условий?
Среди некоторых моделей электрокаров с полным приводом можно перечислить следующих "китайцев":
- Zeekr 001 - ТС премиум-класса с быстрой зарядкой, мощностью до 1265 л.с., запасом хода до 732 км и невысоким клиренсом. Официальных поставок в Россию нет.
- Avatr 11 - кроссовер-автопилот 3-го уровня с мощностью 580 л.с. и запасом хода 625 км. Официальный бренд в России отсутствует.
- Evolute i-PRO (РФ/Китай) - седан российской сборки с запасом хода 420 км и мощностью в 150 л.с. С низкой стоимостью эксплуатации и госсубсидиями.
- ORA 03 - городской хэтчбек, запас хода 500 км, уникальный ретро-дизайн, компактность, двухцветные окраски. Минусы: базовое оснащение (нет навигации), низкий клиренс (145 мм).
- "Москвич 3e" (РФ/Китай). Электрокроссовер российской сборки, c запасом хода 410 км и мощностью 193 л.с., господдержка, просторный салон. Минусы - долгая быстрая зарядка (90 минут).
- Geely EX5. Новый официальный внедорожник D-класса, с запасом хода 430 км, мощностью 218 л. с. Быстрая зарядка (~30 минут). Предназначен в основном для городской эксплуатации.
Рост продаж Evolute, Geely, BYD в ноябре 2025 года
Общее число проданных электромобилей составило 1602 новых электрокара. По сравнению с прошлым годом - на 57 % больше. В частности, в ноябре было продано 222 единицы электромобилей бренда Evolute, 52 авто Geely 154 электрокара BYD.
Однако взлет продаж в ноябре был компенсирован отрицательными показателями с января по ноябрь 2025 года, который оказался на 31% ниже прошлогоднего за этот же период.
Где заряжать электромобили в регионах?
Наш эксперт Артем Москалев считает, что в регионах, где инфраструктура еще только развивается, свою нишу сохранят пока гибриды - автомобили, которые могут ехать на электричестве, но при необходимости подключают обычный двигатель. Это комфортный промежуточный вариант, пока зарядная сеть не станет более доступной.
Александр Корнев задался вопросом: "какой запас хода нужен для регионов?"
"Первым электромобилям прощали скромный запас хода только за идею "зеленого" транспорта. Ограниченная практичность Mitsubishi i-MiEV никого не смущала, потому что пятнадцать лет назад честные сто километров на одной электрической тяге считались техническим прорывом, правда, очень дорогим для массового покупателя. С доступностью технологий цена снижалась до средних значений по рынку, электромобили в России стали пользоваться популярностью, но при этом требования росли.

Теперь для комфортного владения электромобилем нужно минимум 250 километров на полной батарее при условии коротких поездок и постоянного доступа к зарядке. В регионах пробеги больше, инфраструктура хуже, поэтому запас хода нужен от 400 километров, но лучше больше. Где-нибудь на междугородней трассе проще заправить "обычную" машину, а вот работающую зарядную станцию еще придется поискать.
Идеальный километраж дают современные гибриды, подзаряжающие свою батарею от ДВС-генератора. На полном баке и заряде они могут выехать за тысячу километров".
Зарядная инфраструктура
Существуют различные виды зарядки для электромобиля:
- Домашняя зарядка на 220В, 7 кВт, 380В.
- Сети быстрых станций зарядки - 100-350 кВт.
- Зарядки на парковках и ТЦ.
- Электромобиль, зарядка которого находится близко от дома.
Время зарядки
| Скорость | Пример | Время |
| 3 кВт | Бытовая розетка | 12-24 ч |
| 7 кВт | Wallbox | 5-7 ч |
| 150 кВт | Быстрая | 20-40 мин |
| 350 кВт | Ультра | 10-15 мин |
Антон Мухин рассуждает на тему "электромобиль и зарядка": какие виды наиболее предпочтительны:
"Надо развивать возможность заряжаться у своего дома, офиса, именно это помогает сделать электромобиль экономически выгодным. С домашней зарядкой водитель "электрички" может потратить в 4-5 раз меньше, чем водитель на ДВС. А если заряжаться только на ЭЗС, эта выгода практически исчезает.
Вполне возможно, что в будущем будет больше гибридных решений с водородными или другими альтернативными топливными элементами. Сегодня же, если говорить о развитии технологий и батарей, идет борьба не столько за рекордную емкость, сколько за стабильность, долговечность, доступность и безопасность. Решение этих задач поможет дальнейшему развитию электротранспорта, а также снижению первоначальной стоимости на электромобили".

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании "Мой Автопрокат", предлагает рассмотреть следующие варианты:
"Сейчас в стране чуть больше 6 тыс. (4,5 из которых быстрые) общедоступных зарядок для электромобилей, а по-хорошему их в столице нужно не меньше 3 тыс. вместо уже работающих 900. И еще необходимо решить вопрос с расположением зарядных станций. Они должны быть, как рядом с домами в спальных районах, так и возле ТЦ и т.п.
Как вариант можно "партнериться" с действующими АЗС. Ввести всевозможные скидки на зарядку и сделать бесплатной парковку для электромобилей - тоже идеи хорошие.
Запускать специальные сервисы для ТО электромобилей. Электрокар - не игрушка, которая не нуждается в регулярном техосмотре. И наивно предполагать, что он профункционирует много лет без единого сбоя. "Начинка" электрокара почти не отличается от "начинки" гибрида - она не имеет особенных блоков и узлов.
Трудность заключена в их расположении. Батарея и силовые кабели "прячутся" в таких местах, чтобы максимально защитить их в случае ДТП. И в обычном сервисном центре может и могли бы отремонтировать электромобиль, если бы у автослесарей было нужное ПО, оснащение для диагностики и инструменты.
Дорогостоящий аккумулятор чинить дорого и нелегко. В отсутствие особого сканера, по очереди измеряющего напряжение в каждом модуле АКБ, вам не ответят на самый главный вопрос: "как долго вы еще сможете эксплуатировать батарею?". И дать оценку полученным данным сможет только обученный автослесарь: нужно ли чинить, и в какую сумму обойдется починка".
Николай Бабинов, продакт-менеджер по ВИЭ бренда SMARTWATT (компания ENERGON), о развитии сети ЭЗС:
"Принципиальных, непреодолимых барьеров для ускоренного наращивания сети ЭЗС в России не существует. Российский рынок уже не испытывает дефицита в производителях собственных, локализованных зарядных станций. Хотя по цене они пока проигрывают массовым китайским аналогам, технические возможности для их производства и приемлемый уровень качества уже достигнуты.
Главным барьером остается сложная процедура технологического присоединения к сетям. Наличие парковочного места и присоединение его к электросети, дальнейшее заключение договора с электросбытовой компанией для выделения мощности и узаконивания - трудоемкий, дорогостоящий и даже не всегда финансово оправданный процесс.
Особенно остро эта проблема стоит для мощных станций постоянного тока (быстрых зарядок), спрос на которые в городах растет. Их подключение требует значительно больших мощностей по сравнению с медленными ЭЗС переменного тока.
Тем не менее, усиление господдержки отечественных производителей постепенно меняет экономику проектов, делая развитие инфраструктуры более перспективным и способным в долгосрочной перспективе дать импульс всей отрасли".
Тарифы и стоимость зарядки зависят:
- от типа станции - быстрые зарядки дороже медленных;
- от оператора зарядной сети, которые могут устанавливать свои тарифы в зависимости от стратегии;
- от времени суток - в ночное время цены ниже.
Что касается ценового разброса, то обслуживание на коммерческих ЭЗС обойдется в 17-20 руб. за 1 кВт·ч. Быстрые зарядные станции с током от 50 кВт - 20 руб. за 1 кВт·ч. Станции переменного тока от 22-44 кВт - 15 руб. за кВт·ч.
Экология и климат: где электромобили действительно выигрывают
Николай Бабинов об экологичности, которой обладают электрические автомобили:
"Растущий парк электромобилей оказывает многогранное воздействие на городскую среду, включая экологическую составляющую. Их распространение приносит городам ощутимые преимущества, например, значительное снижение шума: уровень звука от электромобиля составляет 30-40 дБ против 60-80 дБ у машин с ДВС. Это напрямую улучшает качество городской жизни, уменьшая шумовое загрязнение и связанный с ним стресс.
Что касается углеродного следа, ситуация неоднозначна.
Говоря об общем жизненном цикле транспорта, электромобиль все же можно назвать более экологичной альтернативой авто на традиционном ДВС. Массовый переход на электрокары в долгосрочной перспективе станет ключом к улучшению экологии: сократит выбросы CO2, очистит городской воздух и снизит общий уровень загрязнения".
Александр Мироненко высказался об использовании электромобилей зимой, которое может быть удобным при соблюдении нескольких правил:
- Использовать функцию предпрогрева во время зарядки, чтобы снизить нагрузку на батарею и экономить заряд.
- Планировать маршрут с учетом расположения зарядных станций и удобства ожидания, например, выбирать станции рядом с кафе или торговыми центрами.
- Придерживаться плавного стиля вождения, избегая резкого ускорения и торможения, чтобы сохранить заряд батареи.
- Заряжать электромобиль сразу после поездки, пока батарея теплая, чтобы избежать ограничений напряжения зарядки в холодное время.
- Поддерживать уровень заряда батареи не ниже 20%.
Николай Бабинов дает несколько рекомендаций для того, чтобы быть уверенным в своем электромобиле в любую погоду:
- поддерживайте уровень батареи выше 20-30%;
- грейте машину от сети, пока она на зарядке;
- используйте точечный обогрев - руля, стекол и сидений;
- старайтесь парковаться в гараже или на крытой парковке;
- проложите маршрут с учетом расположения зарядных станций и всегда закладывайте дополнительный запас по дальности;
- включите экономный режим. Режим Eco не только оптимизирует; энергопотребление систем, но и обеспечивает более плавный разгон.
Остается добавить, что батареи содержат такие ценные элементы как литий и никель, кобальт и медь, добыча которых сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду и огромными затратами. К тому же залежи этих элементов конечны - они относятся к группе не возобновляемых.

Поэтому так важен этап переработки батарей после их использования, который позволяет снизить добычу новых материалов, сэкономить энергетические ресурсы и избавиться от нежелательных отходов.
Гибриды и плагин-гибриды - промежуточный этап
Чем удобен гибрид электромобиль:
- Не требуют зарядки.
- Меньше расход энергии.
- Идеален для холодных регионов, где пока отсутствует должная инфраструктура в виде зарядных станций.
Мупегну Нзусси К.Г., например, ратует не за замещение, а за конвергенцию:
"Гибриды и плагин-гибриды - не тупиковая ветвь, а рациональный компромисс на период становления инфраструктуры. Они идеально подходят для тех, кто не готов мириться с "зарядочным" стрессом, но хочет снизить расход топлива и выбросы в городском цикле".
Остается надеется, что в будущем крупные города начнут формировать свою инфраструктуру под электрический транспорт с запретом передвижения авто с ДВС по городскому центру. Электробусы и каршеринг в виде электрокаров окончательно вытеснят бензиновые ТС. "Умные" парковки решат проблему частного транспорта, а зарядка станет привычным устройством в каждом доме.
Будущее мирового авторынка (2030-2050 гг.)
По последним прогнозам, полный переход на электроавтомобили займет не менее 20-30 лет. Так к 2030 году их доля на мировом рынке может составить уже 30-40 %. Пока лишь пять стран объявили об отказе от бензиновых авто:
- Норвегия - с 2025 года;
- Франция и Великобритания - с 2035 года;
- США и Германия - к 2040 году.
Но процесс перехода зависит от таких факторов как технологический прогресс, развитость инфраструктуры и поддержка со стороны государства. Так, Европа решительно настроена на отказ от ДВС. Китай уже зарекомендовал себя в качестве лидера технологий. В США наметился переход в сегменте пикапов и коммерции, в то время как в России наблюдается нишевое развитие электротранспорта.
Антон Мухин о ближайшем будущем электромобилей:
"По наиболее позитивным прогнозам, к 2035 году электромобили будут занимать больше половины рынка новых машин в Европе и Китае, а уже к 2050 году могут стать основным видом транспорта в наиболее развитых городах по всему миру. Какая ситуация будет в России - зависит от поддержки государства, общего развития инфраструктуры и рынка, экономической ситуации в стране".

Что будет через 10 лет: прогнозы
Скорее всего, батареи станут в два раза емче, электрические автомобили будут заряжаться не дольше пяти минут, электромобили 2025 будут выпускаться с электромоторами 40-50 тыс. об/мин, а реклама автомобилей приобретет популярность электронных "гаджетов".
Александр Корнев высказался о том, когда электромобили подешевеют:
"Фактически современные электромобили сравнялись с массовым рынком. Прибавку к цене за технологии нивелировал тираж. Сейчас многие модели с электрической установкой и обычным ДВС в максимальной комплектации стоят примерно одних денег. В будущем победившие электромобили могут стать дешевле машин с "классическими" моторами на жидком топливе благодаря объему производства, от которого в экономике зависит конечная стоимость.
Любые важные качества "зеленого" транспорта универсальны во всем мире, включая Россию. Всем нужны низкая цена, надежность и достаточный для большинства запас хода. Еще бы хотелось увидеть развитую инфраструктуру. Длинные пробеги до сих пор ограничены особенностями сети зарядных станций, многие из которых присутствуют на трассе номинально.
Пока электрокар больше всего подходит собственнику дома с персональной розеткой. На его месте также комфортно будет жителю города с развитой сетью зарядных станций. Остальные автолюбители вписываются в этот сценарий владения с трудом, каждый - со своими особенностями".
Мупегну Нзусси К.Г. рискнул дать прогноз на 10 лет вперед и даже далее:
"К 2030 году мы увидим:
- Ценовой паритет: стоимость электромобилей сравняется со стоимостью аналогичных автомобилей с ДВС благодаря удешевлению батарей.
- Инфраструктурный бум: зарядные станции станут таким же стандартом, как АЗС, с уклоном в сверхбыструю зарядку.
- Технологический скачок: твердотельные батареи увеличат запас хода до 800-1000 км и сократят время зарядки до 10-15 минут.
- Доминирование в нишах: электромобили станут основным видом транспорта в логистике "последней мили", общественном транспорте и каршеринге крупных городов.
К 2050 году электромобиль займет ведущую, но не единственную роль в мировом транспорте, сформировав вокруг себя новую урбанистическую среду с "умными" зарядными сетями (V2G) и интегрированными в здания решениями.
ДВС не исчезнет полностью, но будет вытеснен в узкие ниши дальнемагистральных перевозок, спецтехники и хобби-автомобилей. Будущее транспорта - не за одной технологией, а за их разумным симбиозом, где электромобиль станет основой новой мобильности".
Когда электромобили заменят бензиновые?
По последним прогнозам, полный переход на электроавтомобили займет не менее 20-30 лет. Так к 2030 году их доля на мировом рынке может уже составить 30-40%. Пока лишь пять стран объявили об отказе от бензиновых авто:
- Норвегия - с 2025 года;
- Франция и Великобритания - с 2035 года;
- США и Германия - к 2040 году.
Но процесс перехода зависит от таких факторов как технологический прогресс, развитость инфраструктуры и поддержка со стороны государства.
Правда ли, что электромобили зимой сильно теряют запас хода?
Да, правда. Происходит это по нескольким причинам:
- Из-за снижения эффективности аккумулятора - литий-ионные батареи чувствительны к низким температурам.
- Из-за увеличения энергопотребления электроавтомобилем, при котором заряд батареи расходуется на обогрев.
- Из-за ухудшения дорожных условий и увеличения сопротивления качению.
В холодную погоду батарея электромобиля может терять до 30% запаса хода. Но это временное явление, не влияющее на долговечность батареи.
Сколько служит батарея?
Средний срок службы батареи электромобиля при нормальных условиях эксплуатации - 8-15 лет. На срок эксплуатации влияют следующие факторы:
- Температурные колебания - чрезмерный холод или жара способствуют износу ячеек батареи.
- Глубина разряда - рекомендуется держать заряд в пределах 20-80%, частое использования большего диапазона ускоряет деградацию прибора.
- Частое использование быстрой зарядки, которая может ускорить старение батареи из-за нагрева.
- Стиль вождения. Слишком активное вождение с частым торможением увеличивает нагрузку на аккумулятор, что ведет к его преждевременному износу.
Чтобы продлить срок службы батареи, стоит отдавать предпочтение медленной зарядке, управлять температурой батареи, не допуская ее перегрева или переохлаждения, а также избегать экстремальных состояний заряда и агрессивного вождения.
Что выгоднее - ДВС или "электричка"?
Все зависит от индивидуальных потребностей водителя и условий эксплуатации электромобиля. И тот, и другой тип ТС имеет ряд преимуществ и недостатков.
Среди преимуществ ДВС - доступность автозаправок, скорость заправки и дальность поездки на одной заправке. Среди недостатков - серьезные ремонтные работы (замена двигателя и коробки передач, которые могут потребовать серьезных расходов).
Среди преимуществ "электрички" - экономия на топливе и простота в обслуживании. В числе недостатков - скрытые расходы, которые могут потребоваться на установку домашней зарядной станции, а также недешевая замена батареи - от 500 тысяч до 1,5 млн рублей.
Электромобиль может оказаться выгодней при длительном сроке эксплуатации, но в случае, если не имеется своей парковки с розеткой, лучше выбрать ДВС.
Можно ли заряжать от обычной розетки?
Такой способ зарядки возможен, но не рекомендуется, так как для зарядки электромобиля требуется значительная мощность, на что бытовая розетка не рассчитана - сечения обычных проводов не предусматривает отдачу энергии той мощности, которая требуется для "электрички".
Какие электромобили подходят для России?
Среди некоторых моделей электромобилей с полным приводом можно перечислить следующих "китайцев":
- Zeekr 001 - ТС премиум-класса с быстрой зарядкой, мощностью до 1265 л.с., запасом хода до 732 км и невысоким клиренсом. Официальных поставок в Россию нет.
- Avatr 11 - кроссовер-автопилот 3-го уровня с мощностью 580 л.с. и запасом хода 625 км. Официальный бренд в России отсутствует.
- Evolute i-PRO (РФ/Китай) - седан российской сборки с запасом хода 420 км и мощностью в 150 л.с. С низкой стоимостью эксплуатации и госсубсидиями.
- ORA 03 - городской хэтчбек, запас хода 500 км, уникальный ретро-дизайн, компактность, двухцветные окраски. Минусы: базовое оснащение (нет навигации), низкий клиренс (145 мм).
- "Москвич 3e" (РФ/Китай). Электрокроссовер российской сборки, c запасом хода 410 км и мощностью 193 л.с., господдержка, просторный салон. Минусы - долгая быстрая зарядка (90 минут).
- Geely EX5. Новый официальный внедорожник D-класса, с запасом хода 430 км, мощностью 218 л. с.. Быстрая зарядка (~30 минут). Предназначен в основном для городской эксплуатации.
Заключение
Несложно прийти к выводу, что будущее транспорта - электрическое, но произойдет эта революция не одномоментно. Достаточно вспомнить о легендарном изобретении электромобиля Николы Тесла, который так и остался достоянием истории. Гений электрики и механики унес секрет источника питания с собой. Остались правда сведения о том, что он собрал его для своего электрокара собственноручно из проводов, резисторов и радиоламп, которые поместились в небольшую коробочку с выступающими стержнями.
Тем не менее в 1931-м году электромобиль Теслы целую неделю разъезжал по ньюйорским улицам, развивая скорость до 150 км/ч. Еще раньше в 1912-м году Эдисон и Форд воплотили идею создания экологичного электрокара, сумев представить электромобиль будущего стоимостью 500 долларов, способного развивать скорость до 160 км/ч. Однако нефть оказалась дешевле и вопрос был закрыт нефтяными магнатами. Не последнюю роль сыграл комфорт скоростного режима и острота ощущений при передвижении на бензиновом авто. В итоге Тесла уничтожил свой чудомобиль, а бензиновый двигатель надолго упрочился в мировом автопроме.
Остается надеется, что время перемен, наконец-то, пришло и электромобили займут ведущую роль в городах, гибриды - в холодных регионах, а ДВС - в тяжелой технике. Во всяком случае все говорит в пользу технологий электродвигателей и батарей, которые развиваются быстрее других отраслей транспорта. Электрические автомобили - будущее, от которого на этот раз вряд ли удастся отказаться.