
Вопреки стереотипам, самый активный город-потребитель американо, латте и капучино - вовсе не Москва, а провинциальный Челябинск. Именно здесь, согласно фискальным данным "Платформы ОФД", больше всего тратят денег на кофе: средний чек в челябинской кофейне составляет 610 рублей. Столица не входит даже в тройку лидеров - она занимает четвертое место после Санкт-Петербурга и Новосибирска. А тратят на кофе москвичи 564 рубля за раз, утверждают аналитики "Платформы ОФД".
Однако стоит принять в расчет и то, что цена эта усредненная, посчитанная по среднему чеку. По опыту, чаще в кофейнях оставляют не больше 250-300 рублей. Столько стоят стандартные напитки объемом 0,4 литра с добавкой сиропа. Чуть дороже сезонные "спешлы", их стоимость выше на 50-100 рублей. Поэтому в "средние" 564 рубля может входить не только стакан кофе - на эту сумму можно к нему добавить круассан или булочку, выбрать экстра-объем 0,6 литра. Или же просто взять второй стакан - угостить в перерыв коллегу.
Предпочитают жители столицы, как ни странно, простые и знакомые напитки, уверен бариста Константин Ковалев из кофейни на Новослободской, 10. Рядом находятся два университета - РГГУ и РХТУ им. Менделеева, заходят в эту кофейню в основном студенты. "Независимо от сезона берут капучино - это, можно сказать, номер один. На втором месте - латте, на третье поставил бы раф, флэт уайт и сезонные спешлы. Они чуть подороже, но часто их берут из интереса, хотят попробовать необычный вкус".
У Александры из другой сети кофеен - свое мнение. Эта кофейня расположена у метро "Савеловская", сюда заходят пассажиры подземки, спешащие на работу и учебу. "У нас все зависит от периода. Сейчас, например, чаще берут новогодние сочетания - хотят чего-то нового, праздничного. Даже на стаканчиках написано: "Новая глава" - значит, новый кофе!"
Похоже, чтобы угодить кофейным предпочтениям москвичей, недостаточно просто готовить вкусные капучино и латте. Сетевых и одиночных кофеен в столице более четырех тысяч, и привлечь гостей только классикой невозможно. "Поэтому каждый сезон у нас придумывают новые "спешлы" - необычные напитки с ярким сочетанием сиропов, специй и других ингредиентов", - рассказала Александра. Особенно стараются перед Новым годом и Рождеством - в это время спрос на кофе возрастает. В преддверии праздников москвичи больше гуляют по украшенным праздничным улицам, ходят в парки и на катки. Во время прогулки им хочется не только согреться горячим напитком, но и почувствовать атмосферу праздника.

Вот тут-то и вступают в игру вкусы. Конечно, есть среди них привычные: например, имбирный кофе в разных вариациях зимой или тыквенный - осенью. Но всегда присутствуют новые, необычные и экспериментальные. Этой зимой особенно отличилась сеть кофеен One Price, в меню которой появился раф "Фо с креветками". Новый вкус - микс вьетнамского супа фо и обычного кофе - стоит попробовать, чтобы понять. По крайней мере, так утверждает меню, и я, попробовав напиток, склонна согласиться с этим утверждением.
Описать вкус словами трудно. Наверное, если поочередно пить суп фо и раф на кокосовом молоке, так как в составе кокосовые чипсы, - получится нечто схожее. Чтобы создать такой эффект, вместо сахара в раф добавляют сублимированную смесь для супа фо, куда входят азиатские специи и перец. В остальном - обычный кофе, но вкус... разве что для больших фанатов азиатских блюд, а я, пожалуй, вернусь к любимому капучино.
Впрочем, другие новинки в зимних меню уже по-настоящему радуют. Кофейня, где работает Константин, представила серию напитков, посвященную путешествиям, - в нее вошли "Уральский латте" с медом и цитрусом, "Татарский какао" с вишней и "Парижский раф" с лавандой. А вот в праздничном меню сети Cofix появились более традиционные позиции: имбирный латте с протеиновой пенкой и мокко со вкусом орехового трюфеля. Добавили протеин в напитки и в других кофейнях - так, в Select появились протеиновый латте и тоник с чем-то. По словам создателей, протеин пополняет запас энергии, которой всегда не хватает в зимнее время года.