Исключение или новая норма? Более половины работодателей откажутся от выплаты новогодних бонусов сотрудникам

Большинство предпринимателей оставят своих сотрудников без новогодних премий
Более половины российских предпринимателей не планируют выплачивать новогодние премии сотрудникам в декабре 2025 года. Эксперты, опрошенные "Российской газетой", отмечают, что такая практика перестает быть исключением и все чаще воспринимается как новая норма.

Так, от денежных бонусов к Новому году откажутся 54% работодателей. При этом 30% предпринимателей намерены выдать бонусы своим работникам, а 16% - только части коллектива. Об этом свидетельствуют данные исследования "Т-Бизнес секреты".

Среди тех, кто все же планирует выплатить премии, 23% работодателей выбрали формат так называемой тринадцатой зарплаты. Однако чаще всего речь идет о сравнительно небольших суммах. 47% закладывают на премию одного сотрудника не более 10 тысяч рублей, еще 18% готовы выплатить до 20 тысяч рублей и лишь 12% - больше этой суммы.

Отсутствие новогодних выплат сотрудники воспринимают по-разному: 23% предпринимателей считают, что работники относятся к этому с пониманием, 39% отмечают нейтральную реакцию коллектива, 38% полагают, что сотрудники недовольны отменой бонусов.

При этом 31% руководителей по-прежнему считают новогодние премии полезным инструментом для снижения текучки кадров. По мнению 36% респондентов, они скорее важны. Вместе с тем почти каждый третий руководитель уверен, что новогодние бонусы никак не помогают удерживать сотрудников.

Компании также стали отказываться от традиционных новогодних корпоративов. В декабре 2025 года не планируют проводить праздничные мероприятия две трети опрошенных предпринимателей. Лишь 38% готовы организовать корпоратив, причем часть из них - в онлайн-формате.

Инфляция, как следует из опроса, на премии почти не повлияла. Только 23% предпринимателей, которые будут выплачивать премии, потратят на них больше, чем в 2024 году. Более половины (55%) сохранили их на прежнем уровне, а 22% были вынуждены сократить бюджет.

В целом подход к премиям в этом году соответствует общему отношению работодателей к новогодним бонусам. Более половины участников опроса признались, что вообще не выплачивают премии. Только треть выдают бонусы перед каждым Новым годом. Еще 13% используют такую форму поощрения, но не всегда.

Если премия в компании предусмотрена, чаще всего она выплачивается в денежной форме - так поступают четыре из пяти работодателей. Реже компании выбирают вещественные подарки, фирменную продукцию и подарочные сертификаты.

Часто руководители устанавливают премии по своему усмотрению. Такой подход используют 44% респондентов. У 22% работодателей сумма бонуса зависит от индивидуальных успехов сотрудника, у 19% - от финансовых итогов подразделения. При этом довольно мало компаний привязывают премию к стажу работы или иным критериям.

По словам к.э.н., доцента кафедры управления персоналом Государственного университета управления Екатерины Каштановой, в бизнесе каждая инвестиция требует четкого ROI - коэффициента окупаемости инвестиций. Если премия не мотивирует сотрудника к дополнительным "подвигам", а воспринимается как должное, то некоторые не считают нужным ее давать.

"Бизнес чаще всего отказывается от новогодних бонусов, когда магия праздника уступает место жесткой логике цифр и KPI, - пояснила эксперт. - Он предпочитает инвестировать в конкретные результаты, а не в ожидания, которые могут и не оправдаться".

Отказ от новогодних премий - это не обесценивание людей, а следствие более трезвого управленческого взгляда на экономику компании, отметил эксперт по оптимизации бизнес-процессов и развитию отделов продаж Дмитрий Мирошников. За последние годы бизнес научился считать маржинальность по фактическому денежному потоку. При этом фонд оплаты труда перестал быть абстрактной величиной - его считают так же жестко, как себестоимость или оборотный капитал.

Более того, эмоциональный эффект от выплаты краткосрочный, добавил собеседник: сотрудники получают деньги перед праздниками, затем следуют длинные каникулы, а после выхода на работу многие компании сталкиваются с просадкой по темпу и дисциплине.

"Когда денег стало меньше или выручка скачет, компания сначала режет то, без чего формально можно обойтись", - сказал частный инвестор и предприниматель Владислав Никонов.

При этом новогодние премии и корпоративы, как правило, планируются за счет прибыли организации, поэтому порядок их начисления связан в первую очередь не с продуктивностью работника, а с результатом финансового года, похвастаться которым могут не все компании, объяснила HR бизнес-партнер сервисно-рекрутинговой компании Fersol Татьяна Супонина.

В корпоративном мире отмена новогодней премии может быть тревожным сигналом не столько о финансовом положении, сколько о разрыве негласного эмоционального контракта между компанией и сотрудниками, считает Каштанова.

"С точки зрения чистого расчета это может быть нормой рационализации, а с человеческой точки зрения сигналом об охлаждении отношений, утрате духа команды или даже предвестником более существенных сокращений", - подчеркнула она.

Что касается последствий массового отказа от новогодних премий, то уже в начале 2026 года может увеличиться текучка кадров, предположил Никонов, поскольку отсутствие бонуса создает ощущение, что труд не был оценен. В особенности это касается продажников и сильных специалистов, которых легко переманить.

При этом Каштанова считает, что на уход сотрудников это вряд ли повлияет. Она объяснила это тем, что сейчас на рынке достаточно сложная ситуация: оклады растут медленно, наём во многих сферах экономики сокращается, а требования к кандидатам становятся жестче. Кроме того, средний срок поиска работы увеличился впервые с пандемийного 2021 года и достиг порядка пяти-шести месяцев.

"Также не стоит забывать о ключевой роли руководителя в любой команде: по статистике, более 60% сотрудников уходят именно от конкретного человека, то есть менеджеров (управленцев) обязательно нужно учить быть менеджерами", - заключил директор по персоналу КРОС Сергей Муравьев.

БизнесЗарплата