Так, от денежных бонусов к Новому году откажутся 54% работодателей. При этом 30% предпринимателей намерены выдать бонусы своим работникам, а 16% - только части коллектива. Об этом свидетельствуют данные исследования "Т-Бизнес секреты".
Среди тех, кто все же планирует выплатить премии, 23% работодателей выбрали формат так называемой тринадцатой зарплаты. Однако чаще всего речь идет о сравнительно небольших суммах. 47% закладывают на премию одного сотрудника не более 10 тысяч рублей, еще 18% готовы выплатить до 20 тысяч рублей и лишь 12% - больше этой суммы.
Отсутствие новогодних выплат сотрудники воспринимают по-разному: 23% предпринимателей считают, что работники относятся к этому с пониманием, 39% отмечают нейтральную реакцию коллектива, 38% полагают, что сотрудники недовольны отменой бонусов.
При этом 31% руководителей по-прежнему считают новогодние премии полезным инструментом для снижения текучки кадров. По мнению 36% респондентов, они скорее важны. Вместе с тем почти каждый третий руководитель уверен, что новогодние бонусы никак не помогают удерживать сотрудников.
Компании также стали отказываться от традиционных новогодних корпоративов. В декабре 2025 года не планируют проводить праздничные мероприятия две трети опрошенных предпринимателей. Лишь 38% готовы организовать корпоратив, причем часть из них - в онлайн-формате.
Инфляция, как следует из опроса, на премии почти не повлияла. Только 23% предпринимателей, которые будут выплачивать премии, потратят на них больше, чем в 2024 году. Более половины (55%) сохранили их на прежнем уровне, а 22% были вынуждены сократить бюджет.
В целом подход к премиям в этом году соответствует общему отношению работодателей к новогодним бонусам. Более половины участников опроса признались, что вообще не выплачивают премии. Только треть выдают бонусы перед каждым Новым годом. Еще 13% используют такую форму поощрения, но не всегда.
Если премия в компании предусмотрена, чаще всего она выплачивается в денежной форме - так поступают четыре из пяти работодателей. Реже компании выбирают вещественные подарки, фирменную продукцию и подарочные сертификаты.
Часто руководители устанавливают премии по своему усмотрению. Такой подход используют 44% респондентов. У 22% работодателей сумма бонуса зависит от индивидуальных успехов сотрудника, у 19% - от финансовых итогов подразделения. При этом довольно мало компаний привязывают премию к стажу работы или иным критериям.
По словам к.э.н., доцента кафедры управления персоналом Государственного университета управления Екатерины Каштановой, в бизнесе каждая инвестиция требует четкого ROI - коэффициента окупаемости инвестиций. Если премия не мотивирует сотрудника к дополнительным "подвигам", а воспринимается как должное, то некоторые не считают нужным ее давать.
"Бизнес чаще всего отказывается от новогодних бонусов, когда магия праздника уступает место жесткой логике цифр и KPI, - пояснила эксперт. - Он предпочитает инвестировать в конкретные результаты, а не в ожидания, которые могут и не оправдаться".
Отказ от новогодних премий - это не обесценивание людей, а следствие более трезвого управленческого взгляда на экономику компании, отметил эксперт по оптимизации бизнес-процессов и развитию отделов продаж Дмитрий Мирошников. За последние годы бизнес научился считать маржинальность по фактическому денежному потоку. При этом фонд оплаты труда перестал быть абстрактной величиной - его считают так же жестко, как себестоимость или оборотный капитал.
Более того, эмоциональный эффект от выплаты краткосрочный, добавил собеседник: сотрудники получают деньги перед праздниками, затем следуют длинные каникулы, а после выхода на работу многие компании сталкиваются с просадкой по темпу и дисциплине.
"Когда денег стало меньше или выручка скачет, компания сначала режет то, без чего формально можно обойтись", - сказал частный инвестор и предприниматель Владислав Никонов.
При этом новогодние премии и корпоративы, как правило, планируются за счет прибыли организации, поэтому порядок их начисления связан в первую очередь не с продуктивностью работника, а с результатом финансового года, похвастаться которым могут не все компании, объяснила HR бизнес-партнер сервисно-рекрутинговой компании Fersol Татьяна Супонина.
В корпоративном мире отмена новогодней премии может быть тревожным сигналом не столько о финансовом положении, сколько о разрыве негласного эмоционального контракта между компанией и сотрудниками, считает Каштанова.
"С точки зрения чистого расчета это может быть нормой рационализации, а с человеческой точки зрения сигналом об охлаждении отношений, утрате духа команды или даже предвестником более существенных сокращений", - подчеркнула она.
Что касается последствий массового отказа от новогодних премий, то уже в начале 2026 года может увеличиться текучка кадров, предположил Никонов, поскольку отсутствие бонуса создает ощущение, что труд не был оценен. В особенности это касается продажников и сильных специалистов, которых легко переманить.
При этом Каштанова считает, что на уход сотрудников это вряд ли повлияет. Она объяснила это тем, что сейчас на рынке достаточно сложная ситуация: оклады растут медленно, наём во многих сферах экономики сокращается, а требования к кандидатам становятся жестче. Кроме того, средний срок поиска работы увеличился впервые с пандемийного 2021 года и достиг порядка пяти-шести месяцев.
"Также не стоит забывать о ключевой роли руководителя в любой команде: по статистике, более 60% сотрудников уходят именно от конкретного человека, то есть менеджеров (управленцев) обязательно нужно учить быть менеджерами", - заключил директор по персоналу КРОС Сергей Муравьев.