
Согласно документу, на Байкальской природной территории запрещаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства без проведения государственной экологической экспертизы, также вводится запрет создания жилья для физлиц в особых экономических зонах в центральной экологической зоне озера. Будет запрещено и создание в границах центральной экологической зоны новых особых экономических зон.
Вводится запрет сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий, за исключением случаев, когда участок леса уже не приносит пользу экосистемам.
При этом, согласно закону, создается Комиссия по обеспечению охраны озера Байкал, которая будет давать заключение перед принятием решения по конкретному объекту. В эту комиссию войдут представители администрации президента, правительства, Федерального Собрания, ФСБ России, а также главы Иркутской области и Республики Бурятия.
"В последние 20 лет состояние озера говорит о необходимости принятия дополнительных экологических мер. Цветение воды, распространение водорослей, сокращение популяции омуля - все это сигналы, которые нельзя оставлять без внимания. И принятие закона - шаг к наведению порядка. Закон не простой, и самым сложным было найти баланс между интересами человека и природы", - рассказал "Российской газете" председатель - Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин.
Как отмечает депутат, закон предусматривает механизмы создания объектов жизнеобеспечения в центральной экологической зоне, таких как селезащита, автомобильные дороги, объекты водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газо- и электроснабжения, а также мест захоронения и противопожарных разрывов для защиты населенных пунктов от пожаров. Это напрямую связано со снижением нагрузки на озеро. Более того, создание этих объектов и сохранение лесов остаются под вниманием и контролем федерального центра.
"Важно, что особая роль отведена Российской академии наук, без положительного заключения которой никакие рубки погибшего леса производиться не будут", - добавил он.
Член комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев напоминает, что единственная трасса, которая связывает запад и восток страны, проходится в защитой зоне Байкала. Сейчас, чтобы сделать хоть какой-то ремонт на этой трассе, властям приходится вводить режим чрезвычайной ситуации, говорит он.
"Для того чтобы, например, отремонтировать мосты, которые там в очень плохом состоянии, приходится вырубать деревья. Также населенные пункты в охранной зоне имеют противопожарную полосу, там нельзя сейчас построить ни очистные сооружения, ни инфраструктуру", - говорит он.
Сейчас, после подписания закона, будет идти работа над созданием механизмов контроля за планируемыми работами, ведь люди не должны жить без пожарной безопасности, без нормальных дорог и очистных сооружений, добавляет Владимир Лифантьев.
Закон даст возможность жителям 159 поселков построить и реконструировать важные объекты инфраструктуры, обращает внимание и глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
"Для минимизации экологического ущерба от разрешенных рубок вводятся повышенные нормы лесовосстановления и механизм компенсационных посадок. Это означает, что любой объем вырубленного леса должен быть не просто восстановлен, а компенсирован с превышением, что в долгосрочной перспективе обеспечит положительный баланс по площади лесных покровов и их качеству", - поясняет Исмаилов.
По его словам, Российская академия наук будет гарантом экологической безопасности: ученые будут утверждать и перечень участков для рубок, и методы восстановления леса.
"Это позволит опереться на научный подход, а не на коммерческие интересы. В долгосрочной перспективе это создает систему, при которой развитие инфраструктуры не только не вредит экологии, но и способствует восстановлению лесов под строгим научным контролем. Такой подход позволит сохранить высочайший природоохранный статус Байкала, одновременно решая накопившиеся социальные проблемы жителей региона", - добавил он.
Дискуссия по поводу законопроекта развивалась вокруг сплошных рубок, незаконных построек, легализации перевода земель. Эксперты обращали внимание на проблему уже существующих незаконных построек в водоохранной зоне Байкала. В ответ на это Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды предложил поручить Генпрокуратуре провести тотальную проверку таких построек. Для контроля исполнения будет создана межфракционная рабочая группа.
На Белогородской судоверфи в Тверской области завершилось строительство научно-исследовательского судна для Байкала. Его изготовили для Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Работать оно будет на Байкале.
Экипаж - четыре человека. Предусмотрено место и для работы семи специалистов. Автономность работы - до десяти суток. Судно оснащено всем необходимым оборудованием, в том числе эхолотом для гидроакустической съемки и траловым комплексом. Также на борту устроена современная лаборатория, благодаря которой ученые смогут оперативно провести первичный анализ материала. Экипаж будет вести мониторинг по всей акватории Байкала. Собранные научные данные позволят получить реальную картину видового состава и численности организмов в озере.

Названо судно "Викентий Зайцев" - в честь профессора, лауреата Государственной премии СССР, руководителя ВНИРО в 1956-1962 годах. Ученый внес большой вклад в обеспечение технического прогресса рыбной промышленности, совершенствование технологической базы отечественной рыбохозяйственной науки, много сделал для отраслевой науки именно на Байкале.
По классификации Российского речного регистра "Викентий Зайцев" относится к классу "М 3.0 (Лед 40) А". Длина судна составляет 36,3 метра, ширина - 7,3 метра, высота борта - три метра.
Подготовил Александр Шиханов, Тверская область