Китай ужесточит экспорт подержанных автомобилей без пробега с 2026 года

Россиянам грозит дефицит доступных авто из Китая из-за ужесточения экспорта
В Китае с 1 января 2026 года вступят в силу новые правила экспорта подержанных автомобилей, направленные на ограничение практики так называемых "нулевых" машин - фактически новых автомобилей, но реализуемых под видом подержанных.
Александр Демьянчук/ТАСС

Расширение этой практики создало ряд системных проблем. Внутри страны массовый вывод новых автомобилей на вторичный рынок по сниженным ценам подрывает традиционную ценовую модель дилеров. За рубежом же покупатели сталкиваются с отсутствием официального послепродажного обслуживания, проблемами с программным обеспечением и батареями, что, по мнению аналитиков, негативно отражается на репутации китайских автопроизводителей в целом.

В ответ на это четыре государственных ведомства КНР во главе с Министерством коммерции утвердили новые требования к экспорту подержанных автомобилей. Согласно правилам, с 1 января 2026 года любой автомобиль, экспортируемый в течение 180 дней с момента первичной регистрации, должен сопровождаться официальным подтверждением послепродажного обслуживания от производителя. В документе должны быть указаны страна назначения и данные автомобиля, а также проставлена печать автоконцерна.

Речь идет об автомобилях с нулевым или минимальным пробегом, которые могут быть зарегистрированы формально либо вовсе не иметь регистрации, но продавались как подержанные. Чаще всего такие машины сохраняют заводское состояние - с защитной пленкой и салоном в целлофане. Механизм активно использовался производителями и дилерами для ускоренного вывода складских запасов на фоне избыточных производственных мощностей.

По оценкам отрасли, в 2024 году объем сделок с "нулевыми" подержанными автомобилями на внутреннем рынке Китая мог достигать 1 млн единиц - около 5% всего вторичного рынка страны.

Еще более значимым стал экспортный канал: если в 2021 году Китай экспортировал лишь 15 тыс. подержанных машин, то в 2024-м - уже 436 тыс., а по итогам 2025 года показатель может превысить 500 тыс. автомобилей. При этом, по оценкам экспертов, от 70% до 80% экспортируемых машин относятся именно к категории "нулевых".

Новые нормы не запрещают экспорт подержанных автомобилей, однако существенно повышают порог ответственности, напрямую связывая возможность вывоза "молодых" машин с участием и гарантиями со стороны производителя. Регламент будет действовать на всей территории Китая.