
Андрей Алексеевич, вы пятый год занимаетесь управлением активами региона. Что сделано за этот срок?
Андрей Мищенко: Как раз недавно мы проводили мероприятие, посвященное 188-летию системы управления государственным имуществом. Это был повод замерить показатели по итогам работы. За пять лет общий объем доходов, администрируемых министерством, составил около двух миллиардов рублей. Только в текущем году от продажи госимущества поступило 525 миллионов рублей. В 2,7 раза увеличили поступление доходов от аренды земельных участков, кратно возросло поступление дивидендов по итогам работы предприятий с госучастием.
В результате проведенной методологической работы с районами по муниципальному земельному контролю мы смогли увеличить общее количество мероприятий в три раза, в том числе профилактических визитов, консультирований, информирований, объявленных предостережений.
Активно велась работа по реформированию государственных и муниципальных предприятий. Мордовия вошла в десятку лучших регионов и была отмечена ФАС России благодарственным письмом за успешную реализацию реформы унитарных предприятий.
В рамках исполнения поручения президента РФ в республике уже установлено 99 процентов границ населенных пунктов, 89 процентов территориальных зон, уточнены границы 160 тысяч объектов недвижимости, количество объектов недвижимости без прав сократили на 157 тысяч. Установлены и внесены в ЕГРН 1142 охранные зоны газораспределительных сетей. Причем только в 2025 году - 355.
В уходящем году Мордовия вошла в топ-10 Нацрейтинга инвестклимата в регионах РФ. Это заслуга и минземимущества РМ?
Андрей Мищенко: В том числе. Республика стала пилотным регионом по внедрению Национальной системы пространственных данных. Получение госуслуг через НСПД дало новые возможности пользователям - отсутствие случаев отклонения заявок и нарушения сроков. Мы активно переводим процессы в цифровой формат, автоматизируем рутинные задачи, совершенствуем сервисы для граждан и бизнеса.
Важный комплекс задач мы решаем в рамках взаимодействия с промышленным блоком. Это создание индустриального парка и особой экономической зоны, а также активная работа по наполнению их резидентами. В текущем году мы пополнили республиканскую казну ценным активом - речь идет об административном корпусе бывшего светотехнического завода "Лисма". Параллельно пересматриваем подход к площадке старого мусоросортировочного комплекса, где планируем организовать новые производства.
Продолжаем развивать и наполнять инвестиционную карту региона, которая содержит всю информацию об аукционах по продаже государственного и муниципального имущества.
Регионы страны сегодня активно внедряют цифровизацию. На каком этапе находится этот процесс в сфере управления госимуществом Мордовии?
Андрей Мищенко: Я глубоко убежден, что стране нужна единая цифровая платформа по управлению имуществом всех уровней. Над этой задачей мы вместе с Минцифры России и Росимуществом трудимся в рамках рабочих групп уже не один год. В августе 2023-го между Росимуществом и правительством РМ подписано соглашение о взаимодействии при использовании программных компонентов. Необходимо единое тиражируемое решение, которым смогут пользоваться все регионы.
Сейчас мы дорабатываем наше региональное решение. В первую очередь стандартизировали подход к учету имущества и вычистили весь реестр: только выписок ЕГРН было заказано и обработано более 200 тысяч. Внедряем сервисы, которые идентичны для всех субъектов: личные кабинеты арендаторов, претензионная работа, возможность электронного подписания документов заявителями.
Создаем новые сервисы, в том числе предусмотрели модуль по учету конфискованного имущества. Планируем создать региональную витрину данных по аналогии с федеральным маркетплейсом. Работу проводим с прицелом на интеграцию наших систем с Росимуществом и муниципалитетами, а также на стандартизацию всех данных и процессов.
Но внедрение автоматизации без изменения подхода к работе не даст нужного эффекта. Поэтому проводим анализ процессов, которые позволяют исключить дублирующие действия и снизить количество операций.
В начале года вы анонсировали создание цифровой системы для управления госкомпаниями. Как продвигается эта работа?
Андрей Мищенко: Мы внедряем цифровую систему взаимодействия с хозяйственными обществами на базе системы управления проектами. Пока она работает в пилотном режиме. Система позволила оптимизировать не только процессы управления организациями, но и наши внутренние процессы. Ранее предприятия предоставляли нам отчетность на бумаге. Теперь в системе созданы электронные формы отчетности, и бухгалтер организации сам вносит отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс непосредственно в систему с использованием личного кабинета.
Кроме того, система своевременно сигнализирует о наступлении контрольных сроков учредительных, нормативных и иных распорядительных документов. Например, наш сотрудник получает оповещение об окончании срока полномочий руководителя и своевременно готовит необходимые документы. Это практически исключает пропуск сроков согласования. Сформирована база данных за несколько лет по всем предприятиям с возможностью онлайн-доступа с любых устройств.
Постановка и решение задач теперь также проводятся в системе. Предусмотрена возможность совместной работы с использованием онлайн- редакторов, чатов и других инструментов.
Какие изменения, на ваш взгляд, следует внести в законодательство для эффективного управления землей и имуществом?
Андрей Мищенко: Мы выступили с очень важной законодательной инициативой, которая позволит усовершенствовать механизм использования пустующих бесхозяйных жилых домов. Их у нас по стране - сотни тысяч! Действующим законом определен единственный способ отчуждения - в порядке бесплатной приватизации в собственность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но чаще всего указанные помещения остаются невостребованными - из-за отсутствия в селах и деревнях таких категорий граждан. В итоге эти дома повисают бременем на бюджете сельских поселений, ветшают, рушатся и создают угрозу жизни и здоровью жителей. С другой стороны, мы видим растущий спрос горожан на сельскую недвижимость. И мы оказываемся в законодательном тупике, который не позволяет нам перевести проблему в возможность. Мы изучили успешный опыт Беларуси по продаже таких объектов на аукционах. В итоге подготовили законодательную инициативу, которая позволит продавать бесхозяйные дома через аукционы по рыночной стоимости с возможностью поэтапного снижения цены до одной базовой величины. Это позволит пополнить местные бюджеты, сэкономить расходы на содержание, ликвидировать опасные объекты. И это еще один шаг к оживлению наших сел.
Кроме того, в мае на форуме "Мастор" в Саранске прошел "круглый стол". Основной темой для обсуждения стали положения закона N 52-ФЗ, касающегося изменения порядка перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую. Участники внесли свои инициативы по усовершенствованию положений этого закона.
Все наши предложения оформили в виде резолюции, которую поддержали более 30 регионов. В ноябре я озвучил их на "круглом столе" комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Вы организатор и идейный вдохновитель международного земельного форума "Мастор", который проводится в Мордовии уже три года. Каковы планы на 2026-й?
Андрей Мищенко: Мы готовим много интересного, так что сохраним интригу! Обещаю, что форум пройдет еще масштабнее. Помимо стран-участниц этого года (Беларуси, Турции, ЮАР, ОАЭ, Таджикистана) мы активно ведем переговоры с представителями Китая, Индии, Пакистана, Казахстана, Омана и Бахрейна.
И, конечно, очень ждем коллег из других регионов нашей большой страны.
Важнейшим этапом станет создание ассоциации руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере земельно-имущественных отношений. Эта площадка обеспечит эффективный обмен опытом и возможность выработки единой политики по ключевым общефедеральным вопросам: реализация проекта "Национальная система пространственных данных", предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, участникам СВО и другим ключевым вопросам для нашей страны.