За исключением эмбарго ЕС на импорт нашей нефти в декабре 2022 года, европейские санкции, как правило, оказывают на российский экспорт слабое действие по сравнению с ограничениями США. Но сейчас, на фоне последних американских санкций и давления Вашингтона на Индию, санкции ЕС могут спровоцировать дальнейшее увеличение дисконтов на нашу нефть, что весьма нежелательно как для отечественных компаний, так и для доходов бюджета РФ.
Для ЕС проблема только в том, что согласовать готовящиеся меры против России будет очень сложно. Последний на сегодня 19-й пакет санкций согласовывался полтора месяца, а план отказа от российского газа - более полугода (если не считать 3,5 года разработки этого плана). События на мировом рынке сейчас происходят очень быстро, поэтому даже полтора месяца - очень большой срок. За это время США могут окончательно сместить фокус внимания с Индии на Иран, Гренландию или, к примеру, на Панамский канал.
А быстро согласовать 20-й пакет точно не получится. Запрет на перевозку российской нефти для компаний ЕС больно ударит по бизнесу судовладельцев, главным образом в Греции.
Впрочем, также окажутся задеты судовладельцы на Мальте, Кипре и даже в Болгарии. Эти страны могут захотеть компенсацию. Они уже высказывались против такого радикального запрета в середине 2025 года, а тогда их доля в перевозках российской нефти была ниже, чем сейчас, - всего 25%. В феврале 2026 года она составила 35%. А для принятия очередного пакета санкций нужно одобрение всех членов ЕС.
Если все же санкционный пакет ЕС удастся согласовать, рынок сохранит существующую конъюнктуру, а геополитический расклад в мире не изменится, то главный удар для нашего экспорта нефти будет в росте дисконтов на нее. А они уже сейчас находятся почти на исторических максимумах.
Как заметил в беседе с "РГ" аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко, начало 2026 года получилось для российских сортов нефти не очень успешным. Если руководствоваться официальной информацией, то дисконт нашего флагманского экспортного сорта Urals по отношению к североморскому бенчмарку Brent в январе подрос и превысил 23 долл. за баррель (в портах отгрузки). Для сравнения: средний дисконт за 2025 год составлял около 12 долл. за баррель.
По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, сейчас до половины флота, перевозящего российскую нефть, уже находится в европейских и американских санкционных списках. Значит, необходимо по возможности использовать суда, на которые санкции пока не распространяются. Но в мире их количество ограниченно, поэтому возможно появление дефицита логистических мощностей и, как следствие, повышение ставок на фрахт. Оценки тут существуют самые различные, вплоть до роста тарифов на 30%.
Рост стоимости фрахта "за риск" - это автоматическое увеличение дисконта в порту отгрузки. Сейчас нам на руку играет затягивание конфликта США и Ирана, из-за которого растут мировые котировки барреля. В результате, даже при увеличении скидки, цены на российскую нефть растут. Но рассчитывать на то, что конфликт будет очень длительным, едва ли стоит. А без него котировки, вероятнее всего, вернутся к уровню 60 долл. за баррель, а может быть и ниже. Минэнерго США в свежем прогнозе повысило оценку профицита нефти в этом году на 230 тыс. баррелей в сутки - до 3,06 млн баррелей. Такой большой избыток предложения опасен для России не только с точки зрения цен на нефть, но и из-за того, что роль российского сырья как необходимого компонента для балансировки рынка сильно снижается. Морской экспорт нефти из России в 2025 году составлял 3,2-3,5 млн баррелей в сутки.
Еще одно обсуждаемое в ЕС нововведение - санкции против портов, где происходит перевалка российской нефти. Но пока это лишь опасный прецедент для нашего экспорта, а не реальная угроза.
Всего упоминаются два порта, находящиеся за пределами РФ и ЕС: Кулеви в Грузии и Каримун в Индонезии, поясняет Андрианов. В то же время в списке нет портов Индии и Китая, куда российская нефть поставляется напрямую. К примеру, значительная часть поставок нефти в Китай из России и Ирана осуществляется через порт Дунцзякоу, который еще летом прошлого года подпал под американские санкции. Это никак не мешает ему работать по сей день - выгода превышает санкционные риски. ЕС пытаются бить по уязвимым местам "серой логистики", но не могут в целом ее нарушить. Но любые новые санкции - это повод для повышения дисконтов. Таковы законы и психология рынка. И ограничения для портов могут, конечно, добавить несколько долларов к сумме дисконта. При этом эксперт подчеркивает, что действенными европейские санкции в третьих странах без поддержки США не будут. Чем и объясняется ограниченный характер санкций против портов. Давление оказывается, к примеру, на Грузию, которая не может полностью игнорировать "окрики" из Брюсселя.
При этом оба эксперта обратили внимание на усиление "силового элемента" в борьбе с нашим теневым флотом. Дудченко отмечает, что появилась информация о создании Великобританией командного центра для управления группами беспилотных надводных аппаратов, которые планируется использовать для контроля и сбора данных по судам российского флота.
А по мнению Андрианова, полный запрет ЕС на перевозку российской нефти создает иллюзию правовой базы (хотя и очень шаткую) для дальнейших атак на танкеры "серого" флота в европейских водах, в частности на Балтике. И такие случаи в случае принятия 20-го пакета могут участиться, считает он.