Олимпийский блокнот Долгополова: Фигурное катание говорит по-русски
Что вижу, о том пишу. Как же сильна наша школа фигурного катания. Заполонили миланский лед фигуристы с русскими фамилиями, иногда в угоду новому месту жительства, слегка исправленными на чужой манер. Они - наши, точнее, в России или российскими тренерами выращенные и обученные. Делятся на три категории.
Первая из ребят, занимавших места в конце десятки на чемпионатах России или на первенства страны, из-за невысокого уровня мастерства не попадавшие. В зарубежных весях они ищут и, как правило, находят спортивное счастье, становясь чемпионами и представляя новую Родину на всех крупных международных турнирах. Обретенного дома мастерства им для этого хватает. Впрочем, может ли оставленная Родина быть бывшей и что иметь в виду под понятием "дома"?
Группа вторая, более мастеровитая и в принципе более сильная. Состоит из детей довольно давно нас покинувших известных фигуристов и тренеров. Они родились уже там или туда перевезли их еще малолетних. Обычно двуязычны, к нам дружелюбны, на лед папами-мамами поставлены чуть не сразу после появления на свет божий. У этих ребят наша русская школа и богатое гендерное наследство. Ярчайший представитель - победитель в короткой программе русский американец Илья Малинин, не только, как его называют, "король четверных", но и король льда.
В третьей группе иностранные мастера, воспитанные нашими тренерами даже такого высочайшего класса, как Этери Тутберидзе. Эти boys and girls в большинстве своем чуть не на ПМЖ в Москве и Питере. У нас тренироваться лучше.
А уж что касается тренеров многих олимпийцев, то здесь знакомые все лица, в какие только части света не заброшенные.
Раньше раздевалки фигуристов нередко говорили на русском. Теперь наверняка разговоры на этом языке, ставшем в фигурном катании интернациональным средством общения, звучат, наверное, еще громче.
Заметьте, никого ни в чем не обвиняю. Просто констатирую: отечественное фигурное катание растеклось по всему миру, здорово обогатив его терпеливо выпестованными талантами.
Но почему же тогда уже после выступления конкурентов из далеко не сильнейшей второй разминки замечательный Петр Гуменник, открывший состязания, уже потерял лидерство? Напряженное ожидание чуда в исполнении мужественного спортсмена спало, надежды угасли, и даже огоньку трепетного ожидания на невероятное, на нечто больше не разгореться. Почему же лучшему представителю сильнейшей в фигурном катании державы досталось лишь 12-е место? Отбросим все то неприятное, побочное, с чем пришлось столкнуться спортсмену: смену музыки, сомнительную честь открыть личные олимпийские состязания в слабейшей группе, скупость судей на первые оценки и их всего лишь первое знакомство с русским чемпионом…
А потому, что в каждом новом олимпийском четырехлетии мы с удовлетворением отмечаем: общий уровень участников главного старта за это время здорово вырос. Но чтобы дружно расти всем и вместе, надо обязательно вариться в фигурной гуще. Быть, присутствовать, участвовать, заранее представить себя судьям. Всего этого лучшая в мире отечественная школа фигурного катания была суровейшим запретом лишена с весны 2022-го. И Петру Гуменнику с Аделией Петросян приходится начинать буквально с чистого листа. Совсем не факт, что вскоре на этом листе появятся новые записи. Уж точно бан будет действовать и на грядущий чемпионат мира-2026. Далее перспективы туманны, никакой радужности. Многие полагали: допустили на Олимпиаду, а уж дальше точно пойдет-поедет. Ничего похожего. Новых официальных стартов под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ) для россиян не предусмотрено. К чемпионату мира мы не допущены. Уж очень сильно в ИСУ анти-наше лобби. Новый президент Ким Чжэ Ёль из Южной Кореи пытается снять запреты на выступления ни в чем не повинных юниоров (а в чем вообще наши спортсмены повинны?) и открыть дорогу на чемпионаты хотя бы им. Кажется, из этого, может, что-то и получится.
Пока же у первой ласточки Гуменника получилось место в конце дюжины и право выступить в произвольной программе среди лучших. Первый номер Олимпиады относительно ясен - Илья Малинин. А в десять сильнейших попасть Петру с его насыщенной четверными прыжками программой можно.
