Онлайн - 10 миллионов в месяц
В 2003 году число пользователей Интернета, посещающих русскоязычные сайты, превысило три миллиона человек в сутки. И превысило довольно сильно: рекордное значение было установлено в понедельник, 8 декабря, когда за 24 часа онлайн появились 3,5 миллиона человек. Правда, в России находятся не все эти люди, но более половины из них - 58%. Это суточные показатели, а далеко не все пользователи Интернета открывают его страницы каждый день. А вот месячная аудитория Рунета превысила 9,5 миллиона россиян. Плюс существенное количество пользователей, работающих на компьютерах за пределами России. Таковы данные рейтинга Rambler' s Top 100, который учитывает статистику 110 тысяч сайтов. Для сравнения приведем данные фонда "Общественное мнение", согласно которым осенью 2003 года в России Интернетом не реже одного раза в месяц пользовались 10 миллионов россиян. Данные рейтинга Рамблера основываются на технологическом учете, подсчете обращений компьютеров к страницам сайтов. Фонд "Общественное мнение" проводит анкетирование живых людей. Тем не менее данные этих двух источников хорошо согласуются. Это позволяет отважиться на прогноз в 10,5 миллиона человек к концу 2004 года. По сравнению с другими прогнозами такая цифра может показаться весьма "скромной", однако последние два года сбывались не оптимистические, а умеренные прогнозы.
Месячная российская аудитория Рунета
30 страниц в день
В Интернете Россия остается самой читающей страной. Активность пользователей продолжает увеличиваться медленно, но верно. В среднем российский пользователь просматривает в Интернете более 30 страниц в день. Зарубежный интернетчик в среднем в полтора раза менее активен.
"Двадцатка" стабильна
Данные рейтинга Rambler s Top100 позволяют выделить "большую двадцатку" - это такой набор ресурсов Рунета, который обеспечивает максимальный охват регулярной российской аудитории русскоязычного Интернета за один календарный месяц. Регулярными пользователями в данном случае считаются те, кто заходит на ресурсы российского Интернета два дня в месяц или чаще. В 2003 году недельная аудитория "большой двадцатки" превысила 2 миллиона россиян. В среднем читатель каждый день "переворачивал" на этих сайтах по четыре страницы. "Большая двадцатка" не является рейтингом сайтов, и участники располагаются в списке по алфавиту. Список составлен только из участников рейтинга Рамблера и не включает все крупнейшие сайты, в частности, ресурсы портала Яндекс. В 2003 году состав "двадцатки" был стабилен.
"Большая двадцатка"
Адрес | Описание |
Онлайн-издание о компьютерах | |
Ежедневный выпуск анекдотов | |
Поисковая система | |
Автомобильный портал | |
Библиотека рефератов | |
Онлайновая игра | |
Интернет-провайдер | |
Онлайн-газета | |
Прогнозы погоды | |
Сервер электронной почты | |
Новости и обзоры компьютерного «железа» | |
Новости круглосуточно | |
Почтовая служба и портал | |
Почтовая служба и размещение сайтов | |
Поисковая система и портал | |
Новости и финансовая информация | |
Библиотека рефератов | |
Сайт газеты «Спорт-экспресс» | |
Рейтинг сайтов | |
Онлайн-газета |
Год игры
От месяца к месяцу состав "большой двадцатки" меняется, популярность сайтов испытывает колебания. Например, в марте компьютерный дайджест 3dnews.ru уступает место "игровому" сайту 7wolf.net, затем снова возвращается в рейтинг. Как правило, все "молодые сайты" лидируют по приросту аудитории. Другим открытием "двадцатки роста" в 2003 году стала онлайн-игра "Бойцовский клуб", показав многократный прирост суточной аудитории. Эта игра стала даже популярнее, чем многолетний лидер развлечений в Интернете, сайт Анекдот.ру. По выходным дням "Бойцовский клуб" входит в десятку самых популярных российских сайтов, несмотря на то, что там требуется зарегистрироваться, чтобы хоть что-то увидеть.
"Двадцатка роста" - это рейтинг сайтов, лидирующих по абсолютному приросту суточной аудитории за год. В то время как "большая двадцатка" фиксирует текущее состояние Рунета, "двадцатка роста" показывает долговременные тенденции изменения этого состояния. Этот рейтинг использует абсолютный прирост аудитории.
Рейтинг лидеров роста
Рейтинг лидеров роста | Название | Адрес | Прирост суточной аудитории |
1 | Портал Mail.ru | 135779 (60%) | |
2 | Игра «Бойцовский Клуб» | 35014 (335%) | |
3 | Онлайн-издание «Дни.ру» | 29543 (119%) | |
4 | «Погода от Фобос и МепМейкерс» | 15123 (100%) | |
5 | Сайт «Советского спорта» | 14391 (184%) | |
6 | Новости РБК | 14074 (20%) | |
7 | Сайт «Спорт-Экспресса» | 12772 (48%) | |
8 | Сайт об играх 7wolf | 12397 (92%) | |
9 | Онлайн-дневники li.ru | 11027 (846%) | |
10 | Сайт «Первого канала» | 9164 (155%) | |
11 | Сайт «Вестей» | 7186 (133%) | |
12 | Каталог новостей Lenty.ru | 6572 (131%) | |
13 | Служба «Новая почта» | 6455 (40%) | |
14 | Автообъявления на AUTO.RU | 6112 (64%) | |
15 | Электронная почта HotBOX.ru | 6032 (11%) | |
16 | Сайт «Москвоского комсомольца» | 5714 (85%) | |
17 | Онлайн-газета «Утро» | 5608 (17%) | |
18 | «Банк рефератов» | 4984 (52%) | |
19 | Онлайн-издание «Грани» | 4945 (32%) | |
20 | Сайт Центрального Банка | 4712 (67%) |
Не смешно
В 2003 году среди "Лидеров роста" отстутствовали крупнейшие развлекательные сайты. Точнее говоря, они возглавляли "двадцатку потерь". Наиболее драматические потери сайтов по сравнению с прошлым годом составили более 30 тысяч человек в сутки. Несмотря на спад традиционных развлекательных сайтов, этот тематический сектор в целом сохраняет свою долю аудитории. Что означает, что здесь лидеры менее устойчивы, происходит
существенный переток аудитории. Во-первых, от ветеранов к новичкам, и, во-вторых, с традиционных юмористических сайтов и сайтов знакомств на более интерактивные игровые сайты.
Правило 13 месяцев не сработало
Рубрика "СМИ/периодика" нашего рейтинга вот уже много лет остается самой популярной категорией рейтинга Rambler s Top100. Популярность крупных информационных сайтов за прошедшие пять лет возросла почти десятикратно. Отобразив суммарную посещаемость онлайновых СМИ на графике за несколько лет, можно заметить, что все значительные потрясения, начиная с дефолта августа 1998 года, сопровождались сильным всплеском их аудитории. Последние три года пиковые значения аудитории образовали своего рода цикл, следуя друг за другом с промежутком приблизительно в 13 месяцев. Так, 27 августа 2000 года пожар в Останкинском телецентре превратил Интернет едва ли не в единственный источник оперативной информации. Следующий, еще более мощный пик трафика был вызван террористическими актами 11 сентября в США и последовавшей за ними войной в Афганистане. Третий пик соответствует захвату в заложники зрителей мюзикла "Норд-Ост" 23 октября 2002 года.
К счастью, в ноябре 2003 не случилось ничего плохого. Пик информационного всплеска пришелся на весну. В дни больших событий пользователи обращались к онлайновым СМИ в среднем 12 раз в день против обычных 8. Только к концу апреля трафик онлайновых СМИ вернулся к "довоенному" уровню.
Многолетняя аудитория сайтов СМИ
Ящик в сети
В 2003 году заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Разговоры об их неминуемом расцвете велись уже несколько лет, но только сейчас факт можно считать состоявшимся. Рост трафика ТВ-сайтов был почти двукратным, а аудитория сайтов "Первого канала" и программы "Вести" в отдельные дни превышала 50 тысяч человек в сутки.
Опережающий рост популярности телевизионных сайтов отражает одну из наметившихся в 2003 году в Рунете тенденций - распространение широкополосного доступа к Интернету (такого, как ADSL, выделенные линии, кабельный доступ), как в частных квартирах, так и в интернет-кафе. Процесс ускоряется наличием обратной связи: наличие видеоматериалов, интерактивных сервисов само по себе является мощным стимулом "ускорения" Интернета и роста числа широкополосных подключений.
Деловой рост
Тенденцию роста аудитории телевизионных сайтов иллюстрируют рейтинги секторов российского Интернета по приросту доли в общей аудитории Рунета за год. Подчеркнем, что речь идет именно о доле аудитории. Средний рост аудитории всех категорий Рунета составил приблизительно 30%. Однако некоторые категории росли быстрее других, сжимая долю прочих. Так вот, в десятке лидирующих секторов половина напрямую связана с широкополосным доступом. Это Mp3, Фото, Кино, Радио и Телевидение. Нельзя не отметить и лидирующее положение категории Бизнес.
Рейтинг
Прирост и доля аудитории
Рейтинг | Категория | Прирост доли аудитории | Доля аудитории |
1 | Бизнес | 38% | 7,24% |
2 | MP3 | 26% | 5,05% |
3 | Фото | 26% | 5,63% |
4 | Кино | 24% | 3,53% |
5 | Радио | 23% | 1,96% |
6 | Продукты питания | 21% | 1,23% |
7 | Спорт | 14% | 7,40% |
8 | Дети | 10% | 1,83% |
9 | Электроника | 7% | 1,77% |
10 | ТВ | 7% | 4,61% |
Наоборот, половину десятки проигравших составляют категории, связанные с профессиональной деятельностью самих служителей Интернета, - Технологии, Компьютеры, Софт, Провайдеры и Дизайн.