Благодарность бывших крепостных
Мало кто из местных старожилов помнил, что император исчез со своего пьедестала восемьдесят пять лет назад и его место занял вождь мирового пролетариата. Рыбинский архитектор Валерий Семенов уверен, что бронзовый монарх не сгинул в плавильной печи и не был разрушен, как все другие памятники российскому императору, в послереволюционную эпоху. Скульптура, по мнению Семенова, покоится… на дне Волги в городской черте. Впрочем, обо всем по порядку.
В 1911 году в России широко отмечалась полувековая годовщина отмены крепостного права. Рыбинцы по-своему откликнулись на это событие. Отцы и деды рыбинских купцов обрели волю благодаря Высочайшему манифесту государя-императора Александра II от 1861 года. Вот и расщедрились торговые люди, чтобы увековечить свою благодарность в памятнике царю-новатору.
Не случайно его творцом стал известный скульптор Александр Опекушин. Родовые корни выходца из крепостных крестьян, ставшего академиком, находятся в Ярославской земле. Отец Александра, лепщик и скульптор-самоучка, заметив художественную одаренность сына, получил разрешение помещицы отправить отпрыска в Санкт-Петербург на учебу. Кстати, последние годы жизни Опекушин провел на родине. Его могила находится в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области.
Более всего потомки помнят Опекушина по его памятнику А. С. Пушкину в Москве. Между тем в 90-х годах ХIХ века скульптор установил памятник Александру II в Московском Кремле. Но сначала он сделал модель в четверть натуральной величины скульптуры. По этой модели мастер и воспроизвел позже бронзового императора для Рыбинска.
Торжественное открытие памятника в Ярославской губернии произошло 6 мая 1914 года при огромном стечении публики. Император великолепно смотрелся на фоне Новой хлебной биржи, построенной двумя годами раньше в стиле русского классицизма, характерном для начала ХХ века. Архитектор Валерий Семенов на исходе ХХ века возродил в Рыбинске этот стиль в здании банка на улице Пушкина.
Валерий Георгиевич – поборник возрождения национальных традиций, а потому считает, что для торжества справедливости необходимо вернуть императора на его гранитный постамент. Правда, сначала надо бронзового императора найти. Валерий Семенов считает, что долго искать Александра II не придется.
Концы в воду
…Повсюду алели флаги Октябрьской революции, а во втором по величине городе Ярославской губернии вплоть до марта 1918 года большевистская власть не могла упрочиться из-за меньшевиков и эсеров, составлявших большинство в Совдепе. Пришлось вызывать на подмогу революционных балтийских моряков. Угрожая дать слово «товарищу маузеру», они открыли дорогу для триумфального шествия советской власти по городским улицам. Но не успели большевики освоиться в кабинетах, грянул июльский белогвардейский мятеж в Рыбинске и Ярославле.
Победившие красные расстреляли белых офицеров на волжском берегу. 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме купца Ипатьева была расстреляна царская семья. Известие о казни быстро распространилось по России. И началась вакханалия по свержению памятников самодержцам.
В Рыбинске победившему пролетариату мозолил глаза Александр II. На экстренном заседании члены Рыбинского горисполкома Совета рабочих и солдатских депутатов отважились решить участь деда последнего российского императора, воплощенного в благородную бронзу.
– Кто-то думает, что это акт вандализма. Я уверен, что это была казнь, – убежден Семенов.
Каких-либо архивных документов на этот счет не имеется. Если и был протокол собрания, то он не дошел до нас сквозь десятилетия. Валерий Семенов полагает, что члены горисполкома – а заседали той августовской ночью человек десять, не больше, – быстренько поставили вопрос на голосование, единогласно проголосовали и гуртом двинулись к Красной площади. Свергнуть императора было плевым делом: веревку на шею, ломы под стопы – и дружным усилием свалили его наземь. Потом привязали за ноги к паре лошадей, протащили по улице Крестовой до улицы Стоялой, свернули к паромной переправе через Волгу, погрузили на паром, вывезли на фарватер – и концы в воду.
– Валерий, почему вы так уверены, что двухтонную бронзовую статую не пустили в переплавку? – я искренне недоумевал по поводу небрежного отношения к цветному металлу.
– В революционную эпоху больше руководствовались не материальными, а идеологическими интересами, – слышу в ответ. – Сомневаюсь, что кому-то в голову могла прийти мысль об утилизации памятника в качестве металлолома.
Ленин в ушанке
Правоту предположения Семенова могут подтвердить лишь исследования волжского дна. Но какая организация профинансирует сегодня водолазные работы? Муниципальная администрация? У нее и своих проблем выше головы. Областная администрация проявляет щедрость лишь там, где в короткие сроки можно получить зримый результат.
...Первоначально после свержения Александра II в Рыбинске освободившееся место заняла абракадабра с революционной символикой. Но в честь 25-летия Великого Октября на гранитный постамент водрузили светло-серый гипсовый бюст В. И. Ленина. Он смотрелся грустно и печально. Поэтому вскоре его заменили бетонной статуей Ленина. Бетон не параден, к тому же под влиянием атмосферных осадков стал разрушаться.
В 1957 году выбрали подходящую летнюю ночь и сменили бетонного Ленина в пиджаке на бронзового Ленина в пальто и зимней шапке – тоже своего рода уникум. Таких Ильичей в зимнем наряде по всей России еще поискать. Ильич запустил правую руку за отворот пальто – характерный байский жест. Одел Ленина по-зимнему скульптор из Дагестана Хасбулат Оспар Сарыджа. Впрочем, сейчас запорошенный снегом вождь в пальто смотрится по сезону. Валерий Семенов убежден, что еще лучше он смотрелся бы на фоне елей у здания бывшего рыбинского горкома КПСС на улице Крестовой.
Его мнение разделяет и руководитель правления рыбинского отделения ВООПИК, сотрудник городского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ольга Тишинова. В прошлом году она инициировала письмо в адрес Бориса Немцова с просьбой посодействовать в восстановлении памятника Александру II в Рыбинске.
Борис Ефимович обращение из провинции оставил даже без формального ответа, однако саму идею «прихватизировал»: обратился к столичному мэру Юрию Лужкову с предложением восстановить памятник царю-освободителю в Москве.
Но вопрос до сих пор остается открытым. Из столицы пришел ответ о невозможности установить памятник на территории Московского Кремля. А место у одной из башен Кремля на набережной Москвы-реки с архитектурной точки зрения было выбрано неудачно...
Валерий Семенов в принципе согласен, что поисковые работы на дне Волги могут оказаться тщетными. Но можно пойти и другим путем. Модель памятника Александру II, та самая, которой руководствовался Александр Опекушин, сохранилась и находится сегодня в Русском музее в Санкт-Петербурге. По ней современные мастера монументального искусства без труда восстановят скульптуру. И тогда император займет свое место на Красной площади. В Рыбинске.