23.12.2005 04:00
Экономика

"АвтоВАЗ" возглавили госменеджеры

Автоваз остался в собственности акционеров, но руководить заводом будут государственные менеджеры
Текст:  Игорь Велетминский (Тольятти - Самара - Москва) Андрей Имуков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3959)
Читать на сайте RG.RU

Генеральным директором ОАО "АвтоВАЗ" назначен руководитель департамента ФГУП "Рособоронэкспорт" Игорь Есиповский, председателем совета директоров избран замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков. В совет директоров АвтоВАЗа также вошли: глава Роспрома Борис Алешин, по три представителя от автозавода и от Внешторгбанка, а также представители от ОАО "АВВА", ООО "Кате" и миноритарных акционеров.

После собрания новый гендиректор Игорь Есиповский не стал делать каких-либо программных заявлений, но сообщил: "Для людей, работающих на АвтоВАЗе, массовых изменений не будет. Мы этого не планируем. Мы намерены с ними обойтись внимательно. И уважаем их как людей, сохранивших завод. Для нас главное сейчас - соблюсти последовательность решения проблем. В оборонке самые продвинутые технологии. И глупо было бы не воспользоваться этим опытом". Заметной получилась и реплика Есиповского о том, что АвтоВАЗ, как сообщает ИТАР-ТАСС-Урал, не удовлетворен работой с американской компанией General Motors и отношения с ней требуют пересмотра. Но он не уточнил суть нынешних сложностей.

Вчерашнее собрание акционеров сопровождалось в Самарской области небывалым ажиотажем. Главный вопрос - чего ждать после произошедших перемен - охотно обсуждают эксперты и наблюдатели. Большинство из них склонились к тому, что хуже, чем сейчас, точно не станет.

В области с надеждой обсуждают масштабные планы государственных управленцев по коренным преобразованиям на предприятии - обновлению модельного ряда, нормализации взаимоотношений с поставщиками и вытеснению криминала из автобизнеса. Вместе с тем особую тревогу вызывают у жителей города будущее непроизводственных активов и возможные сокращения персонала.

- Была угроза резкого сокращения рабочих мест и отказа от содержания непроизводственной сферы, - рассказал корреспонденту "РГ" мэр Тольятти Николай Уткин, - но, насколько я знаю, резких изменений не произойдет. Мы с оптимизмом смотрим на приход новой команды. Именно государственной команды.

- Есть определенные опасения, связанные с тем, что большинство из новых управленцев ранее были далеки от автомобильной отрасли, - считает депутат Госдумы Анатолий Иванов. - Если, конечно, они сделают то, о чем говорят, то это будет во благо завода, смежников, города и всего автопрома. А для завода это, по сути, последний шанс.

Как именно будет реализован этот шанс, покажет программа развития предприятия, которую разрабатывают новые менеджеры.

А еще одна сюжетная линия перемен на АвтоВАЗе имела ярко выраженный публичный характер. В Тольятти были делегированы 150 бойцов силовых структур из разных регионов.

Досье "РГ"

Более 60 процентов голосующих акций АвтоВАЗа находится в перекрестном владении его "дочек": 38,2 процента - у компании AVVA (принадлежит "АвтоВАЗу" на 84,95 процента), 23,6 процента - у ЦО АФК (принадлежит АвтоВАЗу, AVVA и ЗАО "Фитом", где совладельцами являются некоторые топ-менеджеры завода). Внешэкономбанк владеет 7 процентами акций, еще 15,7 процента находится в управлении ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания". А примерно 15 процентов акций обращается на фондовом рынке.

В конце ноября губернатор Самарской области Константин Титов заявил, что государство вернуло контроль над АвтоВАЗом. По данным губернатора, 51 процент акций завода тем или иным способом контролирует "Рособоронэкспорт".

Крупные компании Легковые авто АвтоВАЗ