Основные претензии инспекторов – несоответствие октанового числа, нарушение допустимого содержания в бензине серы, свинца, бензола, смол.
– Ситуация с некачественными нефтепродуктами в регионе постоянная, бензин на проверяемых АЗС на 70 – 75 процентов суррогатный, – пояснила «РГ» Татьяна Лутохина, начальник инспекции. – По сравнению с прошлым годом можно говорить лишь о некотором снижении нарушений по содержанию в бензине смол и серы. Зато в этом году, как никогда, зашкаливают показатели объемной доли бензола, что наносит колоссальный вред не только двигателям, но и окружающей среде.
Как известно, соединения бензола добавляют в бензин для повышения октанового числа и, соответственно, цены на автозаправке. В Твери же явно переусердствовали: объемная доля бензола на некоторых АЗС вместо положенных пяти процентов составляла семнадцать. Увеличивали октановое число и просто на бумаге: лабораторные анализы показывали, к примеру, октановое число в бензине марки Аи-95 ЭК при норме не менее 95 составляет 91, а в АИ-92 – 87.
Дизельное топливо, предлагаемое одной из тверских автозаправок, вполне могло взорваться, случись температуре в камере сгорания двигателя оказаться чуть больше допустимой. Температура возгорания ДТ была ниже положенной ровно в два раза: вместо шестидесяти градусов – тридцать.
Стоит ли говорить, что такой «корм» очень скоро отправит «железного коня» на свалку. Колоссален и ущерб окружающей среде: по мнению экологов, сейчас главными вредителями стали не предприятия с их выбросами, а машины с выхлопными газами. И некачественный бензин картину явно не улучшает. Ответа на вопрос, как исправить ситуацию, в инспекции, увы, не знают. Ибо наказание рублем в столь денежном бизнесе пока явно неэффективно:
– Существующие штрафы вряд ли станут серьезной карой для владельцев автозаправок, – говорит Татьяна Лутохина. – В Кодексе об административных нарушениях для юридических лиц штрафы колеблются от 20 до 30 МРОТ – это, соответственно, 20 – 30 тысяч рублей. Дневная выручка любой АЗС будет больше.
Как в сердцах сказала Татьяна Александровна, законодатели сделали все для того, чтобы некачественный бензин нашел своего покупателя. Ибо если раньше инспектора в ходе проверки могли приостановить реализацию вызывающей сомнения партии бензина, то теперь этого делать нельзя. Конфисковать некачественный товар тем более можно лишь после необходимых исследований. Качество тверского бензина проверятся в независимой и аккредитованной лаборатории в Туле, и можно представить, сколько времени пройдет до того момента, когда будут получены результаты проб. К тому времени некачественная партия бензина давно уже будет продана.