Европейская статистика подтверждает, что правило это надо было принимать уже давно. Удерживающие устройства снижают при аварии смертность среди грудных детей на 74 процента, среди детей от 2 лет и старше - на 54 процента. В России такой статистики нет, да и вызвавший массу споров п. 22.9 Правил дорожного движения действует лишь с 1 января 2007 года. Однако все-таки действует. Сегодня все чаще в "частных" автомобилях дети пристегнуты правильно. А в такси? Ведь в случае лобового столкновения автомобилей никакая мать не удержит младенца в руках, даже если скорость машины была не более 60 км/ч. Стандартные ремни безопасности тоже не предназначены для защиты детей, особенно малорослых. Более того, они опасны для малышей. При ДТП дети в лучшем случае выскальзывают из-под них, в худшем - ремень перехватывает горло.
Может быть, такси не попадают в аварии? Отнюдь, вот данные страховых компаний. Почти 90 процентов застрахованных водителей редко попадают в аварии, то есть являются безубыточными для страховщиков. В убыточных же группах - именно водители такси и пассажирского транспорта.
"Надо взять ребенка на руки!"
Найти в любом городе России такси, оборудованное детским креслом или удерживающими устройствами, - задачка из разряда невыполнимых. В большинстве фирм, занимающихся частным извозом, считают, что заботиться о безопасности ребенка должны сами родители. А таксисты, если вдруг придерется сотрудник ГИБДД, в лучшем случае заплатят штраф "за нарушение правил перевозки пассажиров" (100 рублей).
В таксомоторных фирмах принято сразу отказываться от клиента, спрашивающего об условиях безопасности для ребенка.
- Сколько лет вашему ребенку? Мы вам обязательно перезвоним, - обещали мне диспетчеры московских фирм и не перезванивали вообще.
В наших условиях не всегда выручает и покупка простейших приспособлений для перевозки детей.
- Да, мы закупили подушечки для детей, они, на мой взгляд, удобнее, а главное - дешевле кресел, - рассказывает руководитель одного из нижегородских таксомоторных предприятий Александр Федюлкин. - Но ведь в основном у нас старые "Волги", а там никаких ремней вообще не предусмотрено.
Запретить выезд на трассу такси без "детских приспособлений" тоже никто не имеет права.
- В конце марта - начале апреля мы проводили опрос среди водителей такси как раз по поводу детских устройств, - рассказывает старший инспектор управления ГИБДД Брянской области Игорь Фомиченко. - Но ни заставить дооборудовать такси, ни запретить их эксплуатацию мы не можем. Нет таких прав и у транспортной инспекции, поскольку с 2005 года такси не лицензируемый вид деятельности.
Нет жестких требований - нет и дела!
Александр Островский,почетный адвокат России:
- В случае наступления ДТП с участием таксиста и ребенка надо подавать гражданский иск к перевозчику: за то, что он не обеспечил соблюдение Правил техники безопасности. Несколько громких дел, и таксисты убедятся, что на детях лучше не экономить.
Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов:
- Думаю, ситуация не изменится, пока люди не будут ставить жесткие условия по выполнению требований по безопасности перевозки ребенка и не станут писать в надзорные органы. Закон принят хороший и правильный, но за его соблюдением мало кто следит. Вот и получается, что владельцы такси нас вынуждают рисковать здоровьем своего ребенка или банально отказывают в услуге. Чем сами граждане будут активнее, тем быстрее сформируется новый рынок услуг.
Правила дорожного движения, пункт 22.9
...Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Как надо перевозить малышей?
Формулировка Правил дорожного движения позволяет использовать любые средства, лишь бы ремень безопасности охватывал грудь малолетнего пассажира, а не его шею.
Так что если вашему отпрыску уже 10-11 лет, он достаточно рослый, его можно перевозить на заднем сиденье без всяких специальных устройств, пристегнув ремнем. Если ребенок не вышел ростом, можно купить ему подкладку под "пятую точку" (800-1200 рублей). На худой конец, просто подложить подушку или одеяло - закон этого не запрещает. Одна проблема - автомобиль обязательно должен быть оборудован ремнями безопасности для задних пассажиров.
Можно купить и специальную детскую "сбрую" - приспособление для ремней безопасности, меняющее их угол наклона (250 рублей). Зафиксировал ремень на уровне груди - и вози спокойно.