На дорогах России небезопасно. Это только в кино "дальнобойщики" Галкин и Гостюхин лихо избегают всевозможных неприятностей. Настоящим, не киношным водителям большегрузных автомобилей приходится держать ухо востро.
Корреспонденту "Российской газеты" рассказали в департаменте уголовного розыска МВД России, что за три года количество откровенно разбойных нападений и грабежей на "больших" дорогах удалось ценой серьезных усилий все-таки снизить почти на тысячу случаев. Но все равно до тишины и спокойствия пока далеко: в прошлом году произошло 1363 грабежа и 1333 разбойных нападения. И это только зарегистрированные случаи. Чаще всего разбойнички "шалят" на четырех автодорогах федерального значения - "Россия", "Дон", "Кавказ" и "Урал".
Преступная группа в среднем насчитывает около десятка человек. Она очень сплоченна и дисциплинированна, у каждого участника своя, до мелочей отрепетированная роль. Помимо боевиков-налетчиков здесь имеются и собственная разведка с контрразведкой, и наблюдатели, водители экстра-класса, сбытчики краденого. Есть мастера на все руки - автослесари, электронщики, вскрывающие любую сигнализацию, жестянщики, способные перебить где угодно номер, изготовители фальшивых документов.
Преступники всегда достаточно хорошо вооружены и без колебаний пускают в ход стволы или ножи. Такая банда может действовать несколько лет. Например, недавно оперативники задержали группировку из одиннадцати человек, которые совершили 42 преступления.
Сценарии нападений на дальнобойщиков различаются только в отдельных деталях, но схема в принципе всегда одна и та же. Сначала выбирают жертву. Смотрят, что в кузове, - сумеют ли товар реализовать? Проверяют, не милицейская ли это "подстава", есть ли охранники. Подбирают подходящее, удобное для нападения место. Машину захватывают исходя из конкретной обстановки. Например, подсаживается где-нибудь попутчик, который и нападает в удобный момент. Или же водителю подсказывает неправильный маршрут лжеохранник местного мотеля. Но самый излюбленный прием - с помощью ряженых, когда грузовик тормозят переодетые в гаишников преступники. Таких случаев - до 80 процентов.
Дальше - дело техники. Фургон загоняют в укромное место, быстро перегружают груз в свою машину. Обычно потом обнаруживают около 70 процентов угнанных автофургонов. Порой забирают и сам грузовик, перегоняя его в другой регион. Такие преступления характерны для Тверской, Смоленской, Московской, Ленинградской и Новгородской областей.
Водителя после завершения операции обычно освобождают живым и почти невредимым. Преступники не стремятся лишний раз "повесить" на себя "убойную" статью. Но такая гуманность соблюдается не всегда: разбой - дело жестокое, бывает всякое.
Так, в Тульской области однажды бесследно пропали двое - водитель и охранник.
В департаменте уголовного розыска рассказали, что раскрыто 25 процентов грабежей и больше половины разбойных нападений. Но такие преступления - одни из самых сложных. Ведь это дорога, все движется: где найдешь свидетелей, сколько надо пропустить через следственный "фильтр" километров дорог, прежде чем обнаружишь какой-нибудь след? И самое главное: как защитить людей от "джентльменов удачи"?
Вот почему сыщики решили создавать на крупнейших трассах страны особые оперативно-следственные группы, своеобразный дорожный спецназ. У таких групп- две главные задачи: предотвращение нападений и раскрытие преступлений по горячим следам.
Для предотвращения преступления сотрудники угрозыска намерены широко использовать так называемые оперативные методы. Прежде всего это регулярная проверка наиболее опасных участков дорог, мест, где можно скрытно перегрузить захваченный груз. Правда, тотально патрулировать трассу по всей длине в угрозыске не считают возможным и целесообразным - для этого есть ГИБДД и ДПС.
Разбойников станут чаще ловить "на живца", то есть переодетые милиционеры будут изображать лохов-водителей. Угрозыск намерен особенно жестко "разобраться" с теми преступниками, кто изображает из себя гаишников. Этому поможет более масштабное внедрение милицейской агентуры в различные придорожные предприятия - мотели, гостиницы, кафе, парковки, заправки, автосервисы, рынки, магазины, частные охранные структуры.
А для более успешного раскрытия преступления по горячим следам в состав каждой такой "дорожной" группы войдет следователь, который будет постоянно "в теме" очередного дела. Ведь нередко бывает так, что для обвинительного приговора, а то и ареста пойманных бандитов у милиционеров просто не хватает доказательств. Следователю даются всего 48 часов с момента задержания подозреваемого в преступлении, чтобы убедить суд в необходимости заключить этого человека под стражу. И случается, что следователь даже не успевает прочитать и осмыслить весь накопленный операми материал. Но если он будет в составе дорожного "спецназа", то все увидит своими глазами.
Кроме того, в состав оперативной группы войдут и эксперты-криминалисты, способные на месте провести исследования оставленных следов. Вообще же количество сотрудников в группе может колебаться в зависимости от ситуации. Если потребуется, ей дадут омоновцев, скоростные автомобили, бронемашины и даже вертолеты. Одна из таких оперативных групп уже создана на федеральной автодороге "Россия"- Москва - Санкт-Петербург.
Впрочем, в департаменте уголовного розыска утверждают, что дальнобойщик, как и любой водитель, вполне может и сам принять необходимые меры для собственной безопасности. Для этого не надо выбалтывать всем подряд, куда и зачем едешь, что везешь. Не бери случайных попутчиков, отдыхай или ремонтируйся только в людных местах, лучше всего - на постах ГИБДД. И только на постах ГИБДД останавливайся по требованию инспектора: если человек в форме тормозит тебя где-то в глухом месте, имеешь полное право не подчиниться. Надо обязательно доехать до милицейского поста. В угрозыске уверяют, что сотрудники дорожной инспекции сами рекомендуют именно такое поведение.