Повышение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили заставило иностранных производителей вкладывать средства в строительство собственных сборочных производств на территории нашей страны. Первой ласточкой стал американский Ford, построивший завод под Петербургом во Всеволожске. Вслед за ним на Северо-Запад России потянулись и многие другие автопроизводители.
Два года назад Владимир Путин участвовал в закладке первого камня в фундамент завода японской компании Toyota в пригороде Петербурга - Шушарах. Вчера же глава государства снова приехал на это место, но на сей раз для открытия предприятия.
"Два года назад мы были здесь в чистом поле, - вспоминал Путин, встречаясь с руководством Toyota. - Откровенно говоря, не верилось, что через два года заработает предприятие". Однако 5 миллиардов рублей японских инвестиций, российские инженерные и строительные умы и еще, наверное, японский менталитет сделали свое дело в достаточно короткие сроки. В то время как Toyota запустила свое производство, буквально в нескольких километрах строятся цеха других автопроизводителей. GM, Nissan, Suzuki и Hyundai тоже выбрали в качестве площадки Санкт-Петербург.
Владимир Путин уверен - иностранные партнеры не ошиблись, обратив внимание на российский рынок. "Это очень важный проект не только для Петербурга и Северо-Запада, но и для всей России, потому что это первый шаг к организации полного технологического производства автомобилей в России". Уже к 2010 году, приводил президент расчеты, за счет иностранных инвестиций в нашей стране будет производиться 300 тысяч автомобилей, а к 2011-2012 годам показатель достигнет и одного миллиона.
Российский лидер в связи с этим постарался заверить японских партнеров, что их производствам не придется работать вхолостую. "Граждане России покупают 2 миллиона машин в год", - подчеркнул Путин. Это больше, чем в Индии, где и население превышает наше. И рост доходов российского гражданина продолжается, намекнул Путин на еще большие перспективы.
Завод Toyota в России, отмечали на встрече, - это еще и подтверждение устойчивого и позитивного развития российско-японских отношений. "Я знаю, как тесно работает крупный бизнес (Японии. - Прим. "РГ".) с правительством страны, и без поддержки японского правительства этот проект был бы невозможен", - отметил Владимир Путин.
С японской стороны за столом присутствовали лица, которые раньше приложили немало усилий для сближения России и Японии. Например, друг российского лидера, бывший премьер-министр Японии Иосиро Мори. А бывшему президенту Toyota Хироси Окуда, наоборот, предстоит заняться российским направлением. Он сообщил, что по возрасту был вынужден уйти из автоконцерна, но отдохнуть ему не дали, назначив советником премьер-министра. Одним из направлений работы советника будет развитие отношений с Россией. "Я тоже решил уйти в отставку, - улыбнулся на это Владимир Путин. - И меня тоже все норовят куда-то назначить. Так что придется поработать".
Покупать первые российские Toyota Camry граждане смогут через три месяца. Правда, далеко не факт, что цена будет существенно отличаться от привозных машин. Пока автомобили охотно раскупаются и люди стоят в очередях по 3-4 месяца, производителям нет смысла делать скидки.
Владимиру Путину показали плод труда завода - вчера с конвейера, работающего в тестовом режиме, сошла первая Camry. У которой, впрочем, сразу же нашелся покупатель. Стать "счастливым обладателем" автомобиля вызвался глава Сбербанка Герман Греф. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на это заметила, что у Грефа теперь зарплата большая и он может себе это позволить. Бывший глава минэкономразвития присутствовал на церемонии торжественного открытия завода, которая прошла до приезда Владимира Путина. Причем сидел он в центре своеобразного президиума вместе со своей преемницей Эльвирой Набиуллиной - на правах одного из первопроходцев в нелегком деле заманивания иностранных автокомпаний в Россию.
Владимир Путин вчера также присутствовал на открытии строительства проекта Магнитогорского металлургического комбината по производству автокомпонентов. Возведение в два этапа сервисного металлоцентра и штамповочного завода позволит обеспечить питерские автомобильные заводы необходимыми для сборки автомобилей деталями. "Россия через два-три года подойдет к такому состоянию, когда экономически целесообразно будет производить компоненты на территории России", - подчеркнул российский лидер на церемонии закладки первого камня. Собственно, в эти сроки ММК и планирует запустить первую очередь своего нового производства.