Администрация Брянской области предложила Думе повысить транспортный налог. Автовладельцы должны пополнить бюджет еще 23 миллионами рублей. Но при этом почему-то в тени остались совсем не бедные льготники из числа крупных перевозчиков.
Вопрос корреспондента "РГ": "Зачем повышать транспортный налог?" - привел в некоторое замешательство заместителя начальника областного финансового управления Ольгу Кузьмину. Финансисты выступили инициаторами изменения закона.
- Как зачем? - удивилась Кузьмина. - Ставки налога мы давно не повышали. В других областях они выше. И вообще, комментировать ничего не могу. У нас в областной администрации есть регламент, которого я обязана придерживаться. Делайте запрос в пресс-службу, они дадут комментарий.
Не секретный проект оказался вдруг документом за семью печатями, а некий "регламент" превратился в броню для чиновников. Последний раз закон о транспортном налоге областная Дума изменяла в ноябре 2004 года. Именно тогда по настоянию одного из руководителей представительного органа прописали льготу предприятиям, которые занимаются международными перевозками: налог для них снизили на 40 процентов. Этот день стал праздничным прежде всего для крупной фирмы, у которой несколько сотен автопоездов, доставляющих грузы из-за границы. Если обычные перевозчики за каждую из фур ежегодно платят около 12-15 тысяч рублей транспортного налога, то льготники - на 4-6 тысяч меньше. По подсчетам экономистов, только из-за этого бюджет ежегодно теряет несколько миллионов рублей. Кроме того, закон поставил в неравные условия брянских перевозчиков.
- У меня всего две автофуры, и одна из них тоже ходит за границу, но налог плачу по полной, - поясняет предприниматель Николай Кротов. - Да и другие мелкие перевозчики, с которыми знаком, не имеют льготы по транспортному налогу. Попробуй собери все бумаги, чтобы попасть в заветный список. Депутаты пролоббировали интересы крупных акул, которые и без того живут припеваючи. Но почему я должен сполна платить казне, а кому-то предоставлены тепличные условия? Предложение областной власти увеличить транспортный налог напомнило мне времена дикого вымогательства. Захотел денег - прошелся с дубиной по рынку и собрал мешок.
Почему чиновники не торопятся отменить льготу, ведь это самый верный способ пополнить бюджет даже без увеличения налога? Ольга Кузьмина отказалась отвечать, ссылаясь на все тот же таинственный "регламент".
- Логика наших чиновников слабо прослеживается во многих их действиях. Попытка обложить автовладельцев новой данью тоже не имеет серьезного обоснования, - говорит депутат областной Думы Людмила Комогорцева. - Этот вопрос нужно было предварительно обсудить. Ссылка на соседей меня не убеждает, ведь нужно учитывать уровень жизни населения. Брянская область традиционно отстает по уровню зарплаты от других регионов. Не нужно искать топор под лавкой, лучше сначала залатать огромные дыры. Сам губернатор Николай Денин на днях заявил, что мы лидируем по объемам неэффективно расходуемых средств в образовании. Льготы для избранных предприятий тоже неоправданны, но в них заинтересованы многие. Недаром мы уже полгода не можем рассмотреть проект закона, который инициировала областная прокуратура. Речь о том, чтобы законопроекты подвергать экспертизе на предмет их коррупционности и лоббирования чьих-то интересов.
На заседании бюджетного комитета областной Думы выяснилось, что ставки транспортного налога в некоторых регионах ниже, чем предлагает администрация. Депутаты скептически отнеслись к намерению чиновников залезть в карман автовладельцев.
- Налог огульно повышать нельзя, особенно для владельцев машин мощностью до 100 лошадиных сил и мотоциклов. Как правило, это небогатые люди, пенсионеры, которые добивают старенькие "Жигули", - говорит председатель бюджетного комитета областной Думы Владимир Васекин. - Да, казна нуждается в дополнительных доходах, но ведь еще значительная часть экономики находится в тени. По моим оценкам - около 15 процентов. Что касается льгот, то я за их отмену. Все должны работать в равных условиях. Однако в предложенном проекте закона отмена льгот не предусматривается.
Действительно, есть немало экономических сусеков, по которым можно поскрести. Уже притчей во языцех стал крупный оптовый рынок, через который проходят целые составы овощей и фруктов. Согласно опубликованным сведениям, за год это огромное предприятие платило около 20 тысяч рублей налогов. Однако подступиться к диким предпринимателям не просто. Иное дело - автовладельцы, которые все до единого учтены. Правда, теперь и они возроптали. Предложенный законопроект особенное возмущение вызвал в среде коммерческих перевозчиков, которые по сравнению с автолюбителями даже сейчас платят огромные суммы. Пока депутаты создали рабочую группу, которая должна найти соломоново решение.
Елена Николаенко, руководитель управления Федеральной налоговой службы по Брянской области:
- За каждую лошадиную силу маломощных автомобилей предлагается начислять 8 рублей. В Смоленске сегодня платят от 7 до 11, в Калуге - от 5 до 8, в Туле - от 3,3 до 5,5 рубля. А вот в Белгороде - целых 20 рублей. Как автомобилист я против повышения ставок. Как налоговик... знаю, что у нас будут проблемы. Дело в том, что даже сейчас задолженность по транспортному налогу составляет 65 миллионов рублей, причем около 52 миллионов задолжали физические лица. Естественно, при повышении ставок нам будет еще труднее собирать транспортный налог.