Одобренные депутатами поправки вводят норму, согласно которой при реализации автомобилей, бывших в употреблении не менее трех лет и приобретенных у физлиц, которые не входят в число плательщиков НДС, налоговая база по налогу определяется как разница между ценой с учетом НДС и ценой приобретения этих машин.
В первую очередь это нововведение коснется автодилеров и выгодно прежде всего им, говорит Анастасия Павлова, консультант "BKR-Интерком-Аудит". Если законопроект будет принят, перепродавцы будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля. Сейчас налоговая база по НДС определяется как стоимость этих автомобилей, рассчитанная исходя из их рыночных цен без НДС.
Снижение налоговой нагрузки сделает более привлекательным использование схемы trade-in (приобретение старого автомобиля в счет нового), которая имеет широкое распространение за рубежом и до сих пор не развита в России. Конечно, развитие этой схемы затронет и конечных потребителей - граждан. Ведь намного удобнее приехать в автосалон на старом автомобиле, а уехать на новом, доплатив определенную сумму денег, чем сначала искать покупателя и продавать свой старый автомобиль, а затем ехать в автосалон за новым.
Несомненно, использование этой схемы также поможет вывести "из тени" хотя бы часть рынка подержанных автомобилей, что обеспечит дополнительный приток денежных средств в бюджет, считает эксперт.
С другой стороны, законопроект не лишен недостатков. Непонятно, почему исключение двойного налогообложения НДС касается только автомобилей, бывших в употреблении не менее 3 лет. Если законодатель действительно хочет добиться провозглашенных "социальной справедливости и экономической целесообразности", то необходимо исключать двойное налогообложение всех подержанных автомобилей независимо от их возраста. Ведь на самом деле НДС с их стоимости уже уплачен в бюджет при первичной продаже, а в последующем НДС должен начисляться только на сумму торговой наценки, что соответствует экономической сущности этого налога и принципу справедливости налогообложения, считает Анастасия Павлова.
Маловероятно, что нововведение отразится на стоимости подержанных авто. В настоящее время спрос на автомобили в России растет быстрыми темпами, поэтому нет предпосылок для снижения цен. А налоговая нагрузка всегда перекладывалась и будет перекладываться на потребителя. Когда вы приходите в автосалон и покупаете автомобиль, условно говоря, за 100 рублей, вам абсолютно все равно, сколько из этих 100 рублей составляет НДС.
Поэтому, по мнению эксперта, автодилеры заинтересованы в сохранении цен на том же уровне, а указанное нововведение только позволит увеличить их доходность, как за счет увеличения торговой наценки, так и за счет увеличения объема продаж.
Главным последствием, на взгляд экспертов, должно стать развитие цивилизованного рынка подержанных автомобилей и, как следствие, улучшение качества продаваемых автомобилей и увеличение собираемости налогов в бюджет. Конечно, это будет происходить постепенно.