25.07.2008 02:30
Авто

Бездействие властей обострило проблему парковок в городах Сибири

Многолетнее бездействие властей серьезно обострило проблему парковок в городах Сибири
Текст:  Екатерина Вострикова (Иркутск) Наталья Граф (Омск) Вадим Кулешов (Барнаул) Татьяна Малкова (Новосибирск)
Российская газета - Прииртышье: №0 (4715)
Читать на сайте RG.RU
Сегодня проблема автостоянок в сибирских городах, и особенно в центральной их части, обострилась до чрезвычайности. Есть ли выход из ситуации и насколько активно его поиском занимается местная власть, выясняли корреспонденты "РГ".
  
На днях спасатели провели очередной рейд по внутриквартальным проездам. Выяснилось, что практически все дворы сегодня забиты автомобилями. Если случится ЧП - попавшие в беду омичи останутся без своевременной помощи.
  
Судя по всему, в Омске проблема автостоянок достигла апогея. В этом году городские власти решили вынести на окраины около двадцати тысяч металлических гаражей. У лишившихся "ракушек" автолюбителей осталось два выхода. Либо каждое утро ездить за машиной на другой конец города, либо парковать ее в собственном дворе. Естественно, большинство водителей выбрало второй вариант.
  
Теперь автомобилями заставлены обочины магистралей, тротуары, а также газоны и детские площадки. Многоярусные гаражи, которые сегодня стали появляться во всех районах города, не в силах изменить ситуацию. Минимальная цена за место в "автонебоскребе" на улице Дмитриева - 250 тысяч рублей. А в некоторых автохранилищах стоимость одного капитального бокса уже доходит до миллиона.
  
Между тем многим владельцам железных коней не по карману даже охраняемые автостоянки под открытым небом.
 
- За огороженный сеткой кусок щебенки ежемесячно нужно отдавать четыре тысячи рублей, - сетует молодой врач Андрей Черныш. - Для меня это слишком дорогое удовольствие. Тем более что владельцы таких парковок зачастую не несут никакой ответственности за сохранность автомобиля.
  
Автоперевозчик Михаил Федоров утверждает, что одна из коммерческих стоянок нанесла ему ущерб более чем в два миллиона рублей.
  
- Три принадлежащих мне "Газели" гаишники задержали
за нарушение правил дорожного движения. Эвакуированные маршрутки поместили на площадку стоянки "Омскижмашсервис", - рассказывает Федоров. - Но после оплаты штрафа выяснилось, что "Газели" растащили на запчасти.
  
Неудивительно, что горожане все чаще устраивают авто на ночлег под собственными окнами. Место под солнцем и дешевле, и безопаснее. Однако дворовая парковка не предназначена для одновременного длительного пребывания машин всех жителей многоэтажки.
  
- Невозможно в принципе выделить на каждую квартиру по парковочному месту возле дома, - поясняет начальник отдела организации дорожного движения Омскгражданпроекта Татьяна Ващакина. - Для машины требуется минимум двенадцать квадратов.
  
Эксперты уверены - проект омских законодателей, согласно которому застройщики будут обязаны предоставить каждой семье площадку под авто, на практике окажется невыполнимым. К примеру, на территории нового микрорайона "Кристалл" места для строительства надземной парковки нет вообще.
  
Тем временем во многих дворах уже разворачиваются настоящие войныa за кусок асфальта. Недавно житель Нефтяников раскурочил соседу иномарку за то, что тот поставил машину вплотную к подъезду и перегородил дорогу "скорой". Жители некоторых домов "баррикадируют" дворы от автомобилистов окопами, железными заборами, трубами и бетонными плитами.
  
- Сегодня в Омске фактически перекрыто более полусотни улиц, - говорит доцент кафедры "Безопасность жизнедеятельности" технического университета Анатолий Абрамов. - Люди считают, что подобное "благоустройство" защитит двор от чужих водителей и дети смогут спокойно играть на площадке. Между тем придомовые редуты могут привести к весьма печальным последствиям.
  
Из-за бетонных плит пожарные не могут добраться до горящих зданий, а врачам "неотложки" нередко приходится нести пациентов на руках.
  
На городских магистралях - те же проблемы. По оценкам проектировщиков, ни на одной центральной улице сегодня нет парковки, которая бы соответствовала всем правилам и нормам. Так, стоянка у кинотеатра "Маяковский" рассчитана только на треть приезжающих, а у многих офисов и ресторанов остановиться вообще негде. Из-за нехватки площадей машины тормозят перпендикулярно проезжей части - только так потом можно будет вписаться в бурный транспортный поток. Забиты автомобилями и остановки общественного транспорта.
  
По мнению специалистов, все вопросы, связанные с выделением площадок под парковки и их сооружением, должна контролировать городская администрация.
  
В обозримом будущем в омской администрации появится новое структурное подразделение - департамент дорожной деятельности и благоустройства. Предполагается, что ведомство займется развитием транспортной сети и будет координировать обеспечение безопасности дорожного движения на территории Омска. Сможет ли департамент решить проблему с парковками - покажет время.
Между тем количество автомобилей в регионе ежегодно увеличивается почти на десять процентов.
  
Новосибирск
  
По данным депутатов горсовета, сегодня количество мест для парковок соответствует уровню автомобилизации 1989 года. Опережающий все прогнозы рост числа автомобилей и многолетнее игнорирование нарастающей проблемы привели к серьезным осложнениям.
  
По решению мэрии теперь ни один строительный проект не может получить "добро", если в нем не заложено достаточное количество парковочных мест. В 2007 году в городе появилось в пять раз больше стоянок и парковок по сравнению с предыдущим годом. По словам главного архитектора Новосибирска Валерия Арбатского, в течение 2008-2009 годов в центральной части города планируется разместить несколько десятков современных стоянок.
  
Но автовладельцы относятся к этим заявлениям довольно скептически.
  
- Еще два года назад мы предложили мэрии проект целевой программы модернизации сферы, - сообщил корреспонденту "РГ" президент общественной организации автовладельцев Алексей Сухоруков. - Чиновники ответили, что это преждевременно, и сегодня пожинают плоды собственного бездействия. Между тем вопрос не терпит отлагательства. Если сегодня не принять активных мер, завтра проехать по улицам станет просто невозможно.
  
Барнаул
  
В краевом центре катастрофически не хватает парковок. Ученые посчитали - дороги Барнаула способны вместить только 80 тысяч машин, но уже сегодня эта цифра превышена в несколько раз. Пристроить автомобиль в таком потоке транспорта, мягко говоря, проблематично.
  
- До недавних пор этому вопросу уделялось мало внимания, - пояснил корреспонденту "РГ" заместитель председателя комитета по эксплуатации дорог мэрии Александр Дементьев.
  
По заданию краевого ГИБДД за счет средств края разработан проект организации дорожного движения в центральной части города, который предусматривает увеличение ширины проезжей части центрального проспекта с учетом парковочных мест. В этом году проект будет реализован.
  
- Строить многоярусные парковки, как в Новосибирске, мы не готовы, - уверен Александр Дементьев. - Нужно "уходить" в землю, а там протянуты коммуникации. К тому же в бюджете на это нет средств.
  
Иркутск
  
Иркутску также остро не хватает парковок, особенно в исторической части города. Нормы - 0,3 квадратных метра на человека - устарели и уже не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Причем город нуждается именно в парковках, работающих по принципу "постоял и уехал".
  
В центре предполагается строительство нескольких подобных объектов - и подземных, и наземных, плоскостных и многоярусных. Однако в каких именно местах они будут располагаться, когда заработают и сколько автомобилей готовы будут принять - в мэрии ответить затруднились.
  
Ситуация осложняется отсутствием свободных площадей в центре (а потребность составляет 15 гектаров). Вглубь строить невозможно: грунтовые воды находятся на уровне 3-4 метров. Можно строить только ввысь. А это очень дорого.
Легковые авто Омск Новосибирск Барнаул Иркутск Восточная Сибирь Сибирь