Москвичи уже знают, что окончание реконструкции "Большой Ленинградки", то есть самой главной столичной трассы от Кремля до Химок, намечено на 2010 год. В результате ее город получит трассу без светофоров (чего Москва еще не знала) со множеством парковочных мест в самом центре.
Луч надежды забрезжил над этой "вечной пробкой" в январе 2006 года, когда мэр Москвы провел совещание, посвященное сложной ситуации, сложившейся в районе метро "Войковская". Совещание было выездным с осмотром проблемных транспортных точек прямо на месте, но говорить пришлось и о Тверской, и о Тверской-Ямской, и о пересечении с Фестивальной улицей...
Именно тогда главный архитектор города Александр Кузьмин заявил, что нет смысла "лепить заплатки", если требуется полная и комплексная реконструкция. Так родилась концепция создания магистрали непрерывного (!) движения от МКАД до центра столицы, даже включающей в себя скоростной участок от МКАД до Третьего транспортного кольца. Даже приблизительные прикидки показывали: уже в 2009 году от МКАД до Кремля по "Большой Ленинградке" можно будет проехать из конца в конец всего за 20 минут.
- В этом году будет сдана одна часть работ по реконструкции дороги. Другая часть завершится в 2009 году. В 2010 году будет полностью закончена реконструкция магистрали, - пообещал Юрий Лужков.
Самый сложный участок - подземная транспортная развязка в районе станции метро "Сокол". Один тоннель длиной в 660,2 метра, соединяющий Ленинградский проспект с Ленинградским шоссе, уже действует (он был реконструирован). Второй тоннель, такой же шестиполосный (по 3 полосы в каждую сторону) длиной 1173 метра, между Ленинградским проспектом и Волоколамским шоссе, строится. Третий тоннель протяженностью 1550 метров будет поперечным и соединит улицу Алабяна с Балтийской улицей. Сложность его прокладки заключается в том, что он пройдет не только под двумя верхними автотоннелями, но и под линией метрополитена.
По словам мэра Юрия Лужкова, предстоящая работа будет похожа на нейрохирургическую операцию: "Тоннель пройдет под метро, и ни на один миллиметр не понизит ту дорогу, под которой идет метро". Особенность этой поперечной трассы будет заключаться еще и в том, что она соединит северо-запад с северо-востоком столицы. Ибо Балтийская улица еще одним тоннелем пройдет под железной дорогой и в конце концов выйдет на Дмитровское шоссе.
Кроме подземной развязки у "Сокола" строители должны проложить новый тоннель на пересечении Ленинградки с Фестивальной улицей. А уже существующий тоннель на пересечении Беломорской улицы и Ленинградского шоссе будет модернизирован.
Зато предложение проектировщиков проложить тоннель для левого поворота с улицы Правды на Ленинградку Лужков решительно отверг: "Деньги девать некуда, что ли? - сказал мэр. - Здесь не такое интенсивное движение. Пусть автомобили поворачивают с Правды направо по Ленинградке, едут до Третьего транспортного кольца, где для них будет сделан бессветофорный разворот в центр. А для пешеходов с улицы Правды через Ленинградку сделаем наземный переход".
Через Химкинский канал решили построить еще один мост - шириной в пять полос для движения из области в центр Москвы. На его сооружение, по словам руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александра Левченко, строителям потребуется 17 месяцев. Существующий же мост шириной в шесть полос целиком отдадут для выезда из Москвы в Подмосковье.
С другой стороны магистрали, на площади Тверской заставы у Белорусского вокзала, до конца года строители обещают закончить перекладку инженерных коммуникаций - водоводов, кабельных трасс, систем канализации и т.д. Далее там начнется сооружение подземного торгового центра. Согласно ее концепции пространство под площадью Тверской Заставы будет иметь два торговых этажа с многозальным кинотеатром, а на 3-5 подземных этажах разместится паркинг вместимостью 1400 машино-мест.
А затем дойдет очередь и до перекрытия железной дороги, соединяющей Белорусский и Савеловский вокзалы, со строительством над ними новых гостиниц, офисов и магазинов. Под Триумфальной площадью строители также соорудят многоярусную автостоянку, рассчитанную на 550 машин.
А под Пушкинской площадью появятся подземная парковка и транспортная развязка между Тверской улицей, Страстным и Тверским бульварами. Еще одним светофором на трассе станет меньше. По завершении всей реконструкции пропускная способность "Большой Ленинградки" даже в самых узких местах должна вырасти вдвое, достигнув 10 тысяч автомобилей в час в каждом направлении. Прежде она составляла 6 тысяч машин в сторону центра и 5 тысяч - в сторону области.
Проектировщики даже надеются, что средняя скорость движения потока машин может достигнуть 60 километров в час вместо нынешних 14. Как эти мечты реализуются на практике, мы узнаем в 2010 году...