26.09.2008 02:10
Digital

Власти верхневолжских областей ищут способы удешевления интернета для школ

Региональные власти ищут способы удешевления Интернета для школ
Текст:  Екатерина Абрамова (Верхняя Волга)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4760)
Читать на сайте RG.RU

С I октября многие школы региона перейдут с федерального финансирования Интернета на местное. Готовы ли регионы возложить на себя это бремя и не останутся ли школы без выхода во Всемирную сеть, выясняла корреспондент "Российской газеты".

Безразмерный трафик

Чиновники от образования в регионах уверяют: доступ в Интернет, крайне необходимый для получения образовательной информации, не будет перекрыт ни в одной школе. В большинстве областей не стали мудрствовать: школы, в которых работа "президентского" Интернета прекращается, переходят на подключение к безлимитному Интернету. То есть раз в месяц учебное заведение (вернее, областной бюджет) платит провайдеру абонентскую плату и имеет неограниченный трафик при скорости 128 кБит/с.

Размер абонентской платы в областях разнится и зависит в первую очередь от провайдера, к которому подключена школа. Так, в Вологде ежемесячная плата за безлимитный Интернет будет составлять около трех с половиной тысяч рублей, а в Иванове - на тысячу меньше.

Поступление денег в школы происходит различными способами. Например, в Вологде школы будут получать деньги в рамках субвенций на обеспечение образовательного процесса - то есть помесячно. Из 608 общеобразовательных школ области до конца 2008 года на "областной" Интернет перейдет 221, а в 2009-м - 387.

- Область передает средства в муниципальные бюджеты, а те ежемесячно их будут выделять учебным заведениям по смете, - объясняет Ирина Уханова, главный специалист отдела общего и дошкольного образования департамента образования Вологодской области.

В Ярославской области пошли вообще особенным путем.

- Мы провели открытый аукцион и заключили государственный контракт с компанией-провайдером, согласно которому область является заказчиком и плательщиком услуг, а школы - получателем, - рассказывает Сергей Щукин, начальник отдела информатизации департамента Ярославской области. - То есть наш проект аналогичен федеральному. Так будет до 2009 года, а там посмотрим.

Средства на школьный Интернет выделяются из бюджета области по региональной целевой программе "Развитие образования". Таким образом, на оставшиеся месяцы 2008 года областная казна выделила один миллион 230 тысяч рублей, которые поделят между собой 162 школы.

Школяр в Зазеркалье

С одной стороны, неограниченное количество трафика за вполне умеренную плату - это отличный вариант. С другой, как отмечают педагоги, - Интернет частенько "тормозит", причем не только в школах, где установлены спутниковые тарелки (в сельских), но и в городских и пригородных - оттого, что высока нагрузка на канал.

Интересную систему придумали чиновники от образования в Ивановской области. Здесь с тридцатого сентября на "областной" Интернет перейдут шестнадцать городских школ.

- Когда началось действие федерального проекта, в первую очередь в планы подключения мы поставили городские школы, а потому они первыми и будут переходить на Интернет, оплачиваемый регионом, - говорит Лариса Костерина, заместитель начальника отдела организационного, информационно-аналитического обеспечения и делопроизводства департамента образования Ивановской области. - В течение двух лет мы полностью подготовили площадку, чтобы после отключения "президентского" интернета наши школы работали в привычном режиме.

Так, в регионе сохранились все прежние условия: скорость 128 кБит/с, наличие контентной фильтрации, то есть блокирование запрещенных для школьников ресурсов, безлимитный трафик. Но, кроме того, тут внедрили еще и региональные разработки.

- На одном из федеральных серверов создана единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), где собраны 55 тысяч самых популярных ресурсов, которыми пользуются российские школьники, - рассказывает Лариса Дмитриевна. - Мы вышли к руководству ЦОР с просьбой перенести их ресурсы на внутриобластной канал, и они согласились нам помочь. После этого мы разработали систему "зазеркаливания", то есть создали мощный сервер, хранилище для этих ресурсов, и перенесли туда информацию с федерального сервера. С помощью этой системы мы значительно выигрываем прежде всего в скорости доступа к этим ресурсам.

На сайт Сорбонны

По словам педагогов, нет регламента, определяющего, сколько времени ученик может сидеть перед компьютером. Но зато есть правило, что в классе, где дети работают в Интернете, обязательно должен находиться педагог. Чтобы в случае необходимости проконтролировать интересы ученика - ведь контентная фильтрация не всегда спасает.

- Все наши школы участвовали в мониторинге, проводившемся областным департаментом образования, - говорит Лариса Костерина. - В целом картина видна: в некоторых школах ограничиваются небольшим количеством трафика, в каких-то - очень большим. Как показывает практика, чаще обращаются к российским ресурсам. Лишь некоторые специализированные школы выходят за рубеж - на сайты различных иностранных университетов.

Учитель тоже учится

Конечно, наличие Интернета в школах сложно переоценить. За два года многие учебные заведения создали свои сайты, педагоги разработали интересные программы.

В Седельницкой общеобразовательной школе Комсомольского района Ивановской области Интернет появился год назад - через спутниковую систему. Здесь учатся около семидесяти ребят из нескольких населенных пунктов. Для некоторых из них Интернет в новинку. Да и для учителей явление это до сих пор не было рядовым.

Раньше, чтобы почерпнуть нужную информацию, учителям приходилось ездить в районную школу. Однако за год работники сумели использовать предоставленные возможности по максимуму. Например, учитель биологии Ольга Смирнова вошла в число трех финалистов всероссийского открытого конкурса 2008 года "Учебно-методическое обеспечение - электронные образовательные ресурсы в современной школе".

- Я представила свою программу для ребят с пятого по одиннадцатый классы "Основы проектной деятельности учащихся", - рассказывает Ольга Станиславовна, - где особенно отметила, что для занятий качественной исследовательской работой учащимся необходим Интернет. Этот акцент и оказался особенно удачным.

Компетентно

Ольга Торопова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель информатики средней школы № 30 города Иванова:

- Польза Интернета в школе неоспорима. И за пару прошедших лет, сколько в нашей школе работает Интернет, прогресс в образовательном процессе наших учеников налицо. Школьники стали любознательнее, мобильнее. Педагоги замечают, что дети чаще участвуют в олимпиадах, чем прежде. Это потому, что им стало интереснее - в Интернете они найдут сайт аналогичной олимпиады, скачают вопросы, оценят свои способности и более азартно уже подходят к участию.

Конечно, педагоги должны контролировать увлечение школьников Интернетом. Мы не запрещаем сидеть в классе после уроков, тем более что у нас хорошая фильтрация. Однако будь воля детей, они бы сидели перед монитором до глубокой ночи. Школе это ничего не стоит, а вот здоровью детей, конечно, вредит.

Екатерина Кузнецова, пресс-секретарь комплекса социальной сферы правительства Ивановской области:

- Конечно, когда все школы области перейдут на Интернет, оплачиваемый из региональной казны, речь пойдет о немалых деньгах. Но в том, что школьники не останутся без Интернета, нет никаких сомнений. 19 сентября вышло постановление правительства области об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие общего образования в Ивановской области на 2009 - 2011 годы", в рамках которой будут предусмотрены необходимые средства на школьный Интернет.

Интернет Образование Ярославская область Центральная Россия