Испания страна с очень высоким уровнем обеспечения граждан личным автотранспортом: при населении 46 миллионов человек по испанским дорогам бегает свыше 35 миллионов автомобилей.
Однако финансовый кризис, который охватывает с каждым днем все больше стран мира, отразился и на автомобилестроении Испании. Сообщения о массовых увольнениях поступают с предприятий "СЕАТА", с заводов комплектующих для машин "Ниссан"...
Продажи автомашин на местном рынке в сентябре согласно последним данным Национального института статистики упали по сравнению с сентябрем прошлого года на 32,2 процента и составили лишь 65 593 машины. Как утверждает президент ассоциации производителей легковых автомобилей Испании "Анфак" Луис Валеро, это падение продаж очень серьезное, и, судя по состоянию рынка, оно продлится, скорее всего, не только до конца нынешнего, но и как минимум до середины следующего года.
Самые крупные потери несут в Испании производители автомашин престижных марок: падение спроса на основные модели "Мерседеса", например, продолжается уже несколько месяцев. Испанцы явно стали отдавать предпочтение автомашинам малого класса.
Действительно, на улицах Мадрида явно гораздо больше машин среднего и малого класса. И, конечно, непривычно велико для глаза жителей северных стран количество мотороллеров и мотоциклов, веером разлетающихся по мадридским автодорогам.
В последние несколько месяцев в Мадриде разворачивается бум продаж автомашин супермалого класса "Смарт". Спрос на эти сверхмалые машинки, которые парковать у тротуара можно хоть вдоль, хоть поперек, с лихвой перекрывает их поставки, и испанцам, желающим стать обладателями этих малюток, приходится ждать в очереди несколько месяцев. Как заверил менеджер салона продаж "Смартов", здесь явно не предвидели столь стремительного скачка интереса к этой внешне неказистой модели и срочно увеличивают заказы производителям.
Немалую роль в том, что машины-малютки не подпали под воздействие экономического кризиса, сыграло предусмотрительное введение испанским правительством прошедшим летом специального плана стимулирования спроса на малолитражные автомобили с пониженным выхлопом вредных газов. В этом нововведении испанцы последовали примеру соседней Франции (там подобные правила появились немного ранее) и, как оказалось, не прогадали.
С 1 августа в Испании введен закон, по которому каждый автовладелец, сдавший на утилизацию свой старый (возрастом свыше 15 лет) автомобиль, получает существенные финансовые льготы при приобретении новой экологически чистой машины. Главное чтобы новая автомашина стоила не дороже 20 тысяч евро и не выбрасывала в атмосферу вместе с выхлопными газами более 120 граммов CO2 на километр пробега.
Благодаря новому закону сдавшие в металлолом старый автомобиль и купившие экономичную малолитражку испанцы имеют право оформить льготный кредит (первые пять лет процент по ссуде не выплачивается совсем) и, кроме того, освобождаются от уплаты налога на регистрацию транспортного средства. В сумме, как подсчитали активисты испанской Ассоциации автовладельцев "Моторпасьон", выигрыш для каждого такого покупателя составляет около 1040 евро. Это весьма ощутимо для среднего гражданина, чаще всего не располагающего крупными финансовыми накоплениями.
На местном рынке в категорию таких экологически менее вредных автомашин попадает не так уж много моделей. Это десять моделей с дизельным двигателем и всего шесть с бензиновым двигателем.
Кстати
Несмотря на ограниченность выбора моделей, удовлетворяющих новым требованиям, в испанском правительстве делают серьезную ставку на их продажи. В министерстве промышленности Испании нам сообщили, что рассчитывают довести продажи экологически менее вредных автомобилей к середине 2010 года (на этот срок рассчитан правительственный план) до 240 тысяч.