29.10.2009 00:08
Культура

В Омске собрались "Молодые театры России"

В Омске собрались "Молодые театры России"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №205 (5029)
Читать на сайте RG.RU

С 2002 года - семь лет - фестиваль "Молодые театры России" знакомит омскую публику и друг друга с театрами и исканиями последних 15 лет.

Созданный Александрой Юрковой на базе омского "Пятого театра" фестиваль предлагал очень широкий спектр театральных стратегий. В овеянный театральными легендами Омск приезжали театры с развлекательным и самым серьезным репертуаром, театры бульварные и лабораторные, экспериментальные и самые что ни на есть популярные. "Молодые театры России" предлагали своей публике гремучую смесь самых разнообразных вкусов.

Александра Юркова двинулась дальше. Решив, что обсуждения спектаклей как жанр устаревают, она предложила иной формат фестиваля. Сегодня итоги фестивалю подводит престижное жюри, определяя лучших актеров, режиссеров и их спектакли. А кроме того - это целая вереница мастер-классов и семинаров, способных продвинуть омское театральное братство к новым уровням.

Среди таких образовательных программ нынешнего фестиваля особый интерес вызвала работа известного петербургского режиссера Анатолия Праудина "К.С. Станиславский. Работа актера над собой". Созданная Экспериментальной сценой "Балтийского дома" она обращена к самым фундаментальным вопросам актерской техники. Вслед за Станиславским Анатолий Праудин пытается понять, почему реплика Отелло "Крови, Яго, крови!" у одних получается, а у других нет и какая за этим стоит работа. Увлекательный и мучительно тяжелый эксперимент о тайнах мастерства и природе дилетантизма.

Не менее интересным для омских студентов, актеров и театральной публики стал опыт работы известного режиссера и одного из самых опытных и талантливых театральных педагогов России профессора Ярославского театрального института Александра Кузина над пьесой Володина "Дульсинея Тобосская".

Большую образовательную программу по театральному, гастрольному и фестивальному менеджменту подготовила европейская ассоциация продюсеров и Шведский национальный театр "Рикстеатерн" (Стокгольм), а семинар по арт-маркетингу на фестивале проводит профессор Лондонского университета Метрополитан Артур Гукасян.

Но, разумеется, спектакли по-прежнему - центр фестивальной программы. Замечательная работа Павла Курочкина в роли царя Федора Иоанновича поразила фестивальную публику в спектакле "Ведогонь-театра" и режиссера Александра Кузина. Труднейшую импровизацию для двух артистов на темы "Идиота" Достоевского показал Новый драматический театр. Вячеслав Долгачев, воспользовавшись опытом Анджея Вайды, предложил двум актерам рассказать весь роман от имени Рогожина и Мышкина, встретившихся возле тела убитой Настасьи Филипповны.

Михаил Угаров явился на фестивале в двух ипостасях - как автор пьесы "Облом off", поставленной Георгием Цхиравой в Воронежском камерном театре, и как режиссер пьесы Павла Пряжко "Жизнь удалась" в Центре драматургии и режиссуры. Эта работа и станет, видимо, самым радикальным и новаторским жестом фестиваля. Под видом натуралистического фарса молодой драматург из Минска заглядывает в бездну современного сознания.

На другом полюсе фестиваля - связь дня сегодняшнего с большой гуманистической традицией русской литературы. "Пятый театр" показал на фестивале свою работу прошлого сезона "Тверской бульвар". Ученик Сергея Женовача Олег Юмов инсценировал три рассказа Бунина, точно воскрешая старые дагерротипы начала позапрошлого века. А Сергей Афанасьев в Новосибирском городском театре превращает знаменитую "Хануму" в ностальгический балаган, в котором праздник театра смешивается с грустью по его ушедшим кумирам.

Театр Омск Сибирь