29.03.2010 00:40
Власть

Президент РФ объявил бой пьянству за рулем

Президент внес в Госдуму "сухой закон" для водителей
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №64 (5143)
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Медведев предложил на рассмотрение Госдумы законопроект, который коснется буквально всех водителей. Для них предложено ввести "сухой закон" и полностью "обнулить" показания алкотестеров и алкометров.

Напомним, о планах внесения таких поправок президент заявлял еще в декабре прошлого года. Сейчас проект закона готов. Как сообщает пресс-служба Кремля, в нем предусмотрено внесение изменений в статью 19 Закона "О безопасности дорожного движения" и в статью 27.12 Кодекса об административных правонарушениях.

В 19-ю статью добавляется пункт, который запрещает эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. А из статьи 27.12 президентский законопроект исключает примечание, в котором уточняется: под состоянием опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

Примечание появилось 1 июля 2008 года. Тогда было принято решение оснастить сотрудников ДПС алкотестерами и упростить и в то же время сделать более строгой процедуру выявления пьяных на дороге. Встал вопрос, кого считать пьяным. Эти нюансы прописаны в Международной конвенции о безопасности дорожного движения. Тогда в ней допускалась разрешительная норма до 0,8 промилле. В связи с последними поправками - до 0,5 промилле.

Надо сказать, что в Правилах дорожного движения - главном документе для водителя - четко прописано, что управлять автомобилем в нетрезвом виде запрещено. Тем не менее многие восприняли введение четких цифр, определяющих, кого считать пьяным, как разрешение употреблять алкоголь за рулем.

Различные СМИ даже проводили показательные тесты на своих сотрудниках - сколько можно выпить без риска лишиться прав. Кстати, все эти тесты однозначно показали, что выпивать за рулем все равно нельзя.

Почему в нашем законодательстве появилась именно цифра 0,3? Ее утвердили наркологи. Она позволяет избежать спорных ситуаций. В той или иной степени алкоголь в крови у человека все равно присутствует. Повышение его концентрации может быть вызвано рядом причин, например болезнью или употреблением каких-либо продуктов брожения, в частности кефира.

Однако некоторые водители восприняли эту норму как своеобразное "отпущение грехов". Впрочем, если судить по статистике, всплеска пьяных аварий у нас в стране не произошло. Более того, их количество пошло на убыль. Равно как с каждым годом сокращается и количество выявленных пьяных водителей. По данным ГИБДД, количество выявленных пьяных на дорогах в прошлом году сократилось по сравнению с данными года предыдущего на 40 процентов. В прошлом году произошло более 12 тысяч аварий по вине пьяных водителей. Это почти на 10 процентов меньше, чем в 2008 году.

Если президентские поправки будут приняты и вступят в силу в том виде, в котором они существуют сейчас, то как будет выглядеть выявление пьяных на дороге? Сейчас это примечание в статье 27.12 КоАП - единственное утвержденное законом определение нетрезвого водителя. Помимо него есть только ссылка на то, что порядок такого определения устанавливает правительство РФ. То есть, убрав целиком примечание, мы можем вернуться к старой системе, когда инспектор на дороге, предположив, что водитель нетрезв, направлял его на медосвидетельствование. Иногда это было совершенно неоправданно, и количество жалоб на действия инспекторов, пытавшихся привлечь за пьянку трезвых водителей, зашкаливало.

мнение

Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора":

- Мне кажется, что до сих пор живо массовое заблуждение, будто норма 0,3 промилле - разрешительная. Но практика показала, что эта норма ничего не разрешает, она лишь устраняет спорные ситуации на дорогах. Если мы вернемся к нулевой норме - это может увеличить коррупционную составляющую.

Было бы разумно перейти к градациям. Например, если количество алкоголя больше нуля - одна ответственность, если больше 0,3 - другая. Таких градаций может быть несколько. Чем больше выпил - тем суровее наказание, вплоть до пожизненного лишения прав.

Однозначно, что ни при каких нормах садиться за руль в нетрезвом виде нельзя. Алкоголь и дорога несовместимы. Но если мы вводим нулевую норму, то необходимо резко ужесточить ответственность гаишников и врачей за попытку фальсификации протоколов и медицинских заключений, а также за сговор.

а как у них

В большинстве стран Евросоюза установлены нормы 0,2 или 0,3 промилле. В некоторых странах есть градация ответственности в зависимости от количества алкоголя в крови.

Например, в Германии. Там, правда, нормой считается 0,5 промилле. В некоторых странах нулевая норма установлена для молодых водителей. После 2 или 3 лет стажа на них распространяется установленное в их стране ограничение.

Жестко нулевая норма установлена, пожалуй, только в Бразилии. Правда, там введены еще такие нормы, как запрет продажи алкоголя в магазинах и даже ресторанах, расположенных вдоль дорог.

Госуправление Легковые авто ПДД Президент