Недавно список сибирских регионов, участвующих в программе утилизации старых автомобилей, пополнился Иркутской областью. Количество проданных новых машин здесь пока сравнительно невелико. Корреспонденты "РГ" выяснили, как обстоят дела в других территориях СФО.
Выбор оскудел
Министерство промышленности и торговли РФ включило в число предприятий-утилизаторов ангарскую исправительную колонию № 15. В мае эта площадка получила необходимые документы, после чего программа утилизации в регионе заработала по-настоящему.
Напомним, что за сданную в утиль машину автовладелец получит 50 тысяч рублей в виде скидки при покупке нового средства передвижения у любого дилера, который принимает участие в госпрограмме. Дела автодилеров отечественных производителей сразу пошли в гору. В Приангарье подавляющее большинство (около 90 процентов) желающих поменять старый автомобиль на новый, предпочитают "Лады". Самые дешевые модели стоят не более 200 тысяч рублей, а потому 50 тысяч от государства - ощутимая скидка. В иркутской компании-дилере "АвтоВАЗа" на 8 июня было продано 46 автомобилей и выдано около 150 сертификатов.
- Мы с самого начала работы по программе попали под ограничения минпромторга: на каждую проданную машину мы имеем право выдать только три свидетельства, -- поясняет Владимир Михайлов, маркетолог официального дистрибьютора ОАО "АвтоВАЗ" в Иркутске. - Как только по сертификату у нас купят автомобиль, выдаем три новых. Поэтому желающие стоят в очереди. Коллеги, которые начали раньше нас работать по программе, успели выдать огромное количество свидетельств, а машин продали гораздо меньше.
Очереди по программе в регионе немаленькие: только в Иркутске и только у дилера "АвтоВАЗа" более тысячи человек, в районных отделениях - около 700. Несмотря на скепсис - мол, в Восточной Сибири предпочтут купить подержанного "японца", нежели новый отечественный автомобиль, записываться на машины иркутяне начали еще в марте, когда о программе только объявили. Сегодня свидетельства получают именно эти предусмотрительные автолюбители.
- Правда, по нашему опыту, примерно треть желающих купить автомобиль по программе отсеивается еще до получения сертификатов - кто-то передумал, кто-то уже продал свою старенькую машину, - отмечает Владимир Михайлов.
В самом начале были опасения, что жители отдаленных районов окажутся не у дел - им придется за свой счет перевозить или перегонять старый автомобиль через всю область в Иркутск. Однако доставку до предприятия-утилизатора взяли на себя дилеры - все-таки колония - объект режимный и так просто всех желающих туда не пустят. Хотя, конечно, автолюбители из отдаленных поселков, откуда выехать можно только по зимнику, из-за позднего вступления Иркутской области в программу уже вряд ли смогут обменять старые автомобили на сертификаты.
Иркутяне утилизируют чаще всего старые "жигули" - "копейки", "шестерки", "четверки". На замену им предпочитают покупать пятую и седьмую модели - они самые дешевые. Как отмечают дилеры, пока новые машины на площадках есть, однако уже значительно сократился выбор в плане цвета. Учитывая, что отечественные автомашины покупают не только по программе, но и в обычном порядке, Владимир Михайлов предрекает наступление момента, когда самые ходовые модели просто закончатся.
- Мы, конечно, оформили дополнительную заявку заводу-изготовителю и машины были отгружены, однако ассортимент в Иркутске становится уже, - признает Михайлов.
Самое неприятное для дилеров состоит в том, что, обслуживая госпрограмму, отечественный автопром "обрезал" плановые заявки на поставку машин - главным образом, тех дилеров, которые не участвуют в программе утилизации. И это уже ощущают покупатели, решившие просто приобрести машину, без сертификата. Выбор становится беднее, машины приходится ждать.
По словам зампредседателя правительства Иркутской области Владимира Пашкова, региональные власти продолжают работу по согласованию с минпромторгом РФ дополнительных площадок приема машин в Приангарье.
Новые аферы
В Омске о готовности участвовать в государственной программе утилизации старых машин заявили 14 дилеров. Однако и здесь спросом пользуются лишь "Лады". Иномарки отечественной сборки владельцам автохлама оказались не по карману.
- Продали всего одну машину, - сообщил "РГ" представитель одного из автосалонов. - Мы можем предложить клиентам по обмену "Фольксваген-Пассат" или "Фольксваген-Тигуан". К пятидесяти тысячам государственных рублей покупателю нужно добавить 950 тысяч и более.
Похожая динамика у продавцов "Пежо" и "Шевроле" отечественной сборки. По наблюдениям специалистов, пока большинство омичей не могут позволить себе покупку иномарки дороже, чем за 400 тысяч рублей. Даже в кредит. Зато "жигули" расходятся как горячие пирожки.
- С начала действия программы мы уже продали более 400 машин, - сообщил коммерческий директор компании-дилера "АвтоВАЗа" Алексей Начиненный. - Сейчас очередь составляет 2,5 тысячи человек. Самая популярная марка - ВАЗ-21-01. В день мы продаем восемь-десять автомобилей. Тем не менее, несмотря на высокий спрос, цены на машины, реализуемые по госпрограмме, повышать не будут.
По данным Омского ГИБДД, сегодня по дорогам региона курсирует порядка двухсот тысяч легковых автомашин, возраст которых перевалил за десять лет. 80 процентов из них - отечественного производства. Стоимость старушек-иномарок выпуска 1999 года на авторынке колеблется от 130 до 400 тысяч рублей. Сдавать в утиль их нет никакого резона. А вот с российскими "лошадками" омичам расставаться выгодно.
- За мою "Ладу" покупатели давали пятнадцать тысяч рублей, и то рядились, - говорит участница программы утилизации Анастасия Тиунова. - Государство платит в три раза больше - пятьдесят тысяч. Конечно, это очень интересное предложение.
Еще месяц назад омский автохлам везли в Тюмень и Новосибирск. Теперь на территории региона появился собственный утилизатор.
Между тем программой уже воспользовались мошенники. Один из них, например, организовал собственную кампанию по приему автохлама у населения и оперативно запустил на местном телеканале соответствующую рекламу. Желающие тут же появились. Омичи заключали договор, сдавали машины, но денег не получали. И, в конце концов, обратились в милицию. Оказалось, что бизнесмен не имел никаких полномочий на участие в программе, сообщили "РГ" в пресс-службе УВД по Омской области. На тот момент аферист успел принять "на утилизацию" несколько "жигулей" и одну иномарку. Машины клиентов он, действительно, сдавал в металлолом, но расплачиваться не собирался. Ущерб, причиненный автовладельцам, составил более 200 тысяч рублей. За махинации с госпрограммой предпринимателю грозит до пяти лет лишения свободы.
В очереди за дешевым
В Новосибирске первые три пункта приема открылись в марте. К началу второй недели июня сдать свои старенькие автомобили в утиль удалось 855 жителям Новосибирской области.
- За два с небольшим месяца население сдало более 600 машин, из которых 80 процентов - "жигули", остальные - "москвичи". Иномарок было всего три, - сообщил "РГ" начальник коммерческого отдела одного из предприятий-утилизаторов Александр Агеев.
В другом пункте приема сообщили, что здесь утилизировано 250 автомобилей, из которых львиная доля приходится на "жигули". Значительно меньше сдают "москвичей", "Волг". Иномарки составляют не более пяти процентов.
В третьем предприятии приняли только пять машин: "Запорожец", "Таврию", "Москвич" и двое "жигулей".
По словам автодилеров, новосибирцы покупают чаще всего продукцию "АвтоВАЗа". Гораздо реже - "Тойоты", "Рено", "Шевроле" и "Опели". За время действия программы новосибирский дилер "АвтоВАЗа" реализовал 390 новых автомобилей. По словам менеджера одного из автосалонов, в очереди на "Рено-Логан" стоят порядка 150 человек. Из них сертификаты об утилизации старых автомобилей получила примерно половина.
Не слишком популярны у сибиряков и "УАЗы". Как сообщила менеджер компании-дилера Ольга Королева, за время действия госпрограммы реализовано только 15 машин. Вероятно, дело в цене, которая составляет от 305 тысяч рублей и выше.
В Кузбассе по программе утилизации старых автомобилей работает 16 торговых компаний, которые включены в соответствующий реестр минпромторга России. Ими принято 5 502 заявления (в марте, когда область включилась в эксперимент, было принято 700 обращений), выдано 1 234 свидетельства (в марте - всего 30), принято на утилизацию 706 автомобилей (в марте - 10), и продано 438 новых машин.
Что касается площадок по утилизации старых машин, то кузбасские дилеры используют четыре - в Новокузнецке, Томске, Барнауле и Новосибирске.
По словам начальника областного департамента потребительского рынка и предпринимательства Владимира Чернышева, пока существует единственная проблема в реализации программы в регионе. Большинство кузбассовцев при покупке новой машины не располагает солидными денежными средствами и желает приобрести дешевый автомобиль. Дилеры же заинтересованы в продаже дорогих машин.
Тем временем три кузбасских дилера временно приостановили прием заявлений - на покупку недорогих автомобилей выстроились большие очереди.
Между тем
Госпрограмма утилизации старых авто пользуется большой популярностью. По официальным данным, из предусмотренных ею 200 тысяч сертификатов на получение новых машин уже зарезервировано 177 тысяч. Лимит будет исчерпан в июле. Поэтому власти решили продолжить эксперимент. Государство выделит еще десять миллиардов рублей, чтобы плавно завершить проект в 2011 году. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства.