Накануне арбитраж Приморского края вынес решение по нашумевшему делу "УФАС против ГИБДД".
Две государственные структуры выясняли принципиальный для потенциальных водителей и доброго десятка городских автошкол вопрос: может ли ГИБДД давать автошколам квоту на количество учащихся, сдающих экзамен на получение водительского удостоверения. Суд постановил: может.
Эта история началась почти год назад. 1 апреля 2010 года местное отделение ГИБДД заявило о том, что с этого момента каждая из автошкол, независимо от количества обучающихся, может отправить на экзамен не более трех десятков человек. Свое постановление ведомство объяснило нехваткой кадров после сокращения.
В результате нововведения очередь в ГИБДД растянулась на месяцы, небольшие автошколы с числом учеников меньше установленной квоты начали торговать местами, курсанты отправлялись за правами в соседний Хабаровский край или покупали права на "черном рынке". ("РГ" от 30.12.2010 года).
- После нового года самостоятельно записываться на экзамен в ГИБДД стали все курсанты. А посреднические и консультационные услуги, которые сводятся к организации экзамена, взял на себя некий индивидуальный предприниматель, естественно, за отдельные деньги, - разводит руками председатель правления некоммерческой организации "Приморская ассоциация автомобильных школ" Александр Николаев. - С одной стороны, нам стало проще - не нужно больше беспокоиться о том, как выпускники будут сдавать экзамены. Но с другой - это положение вещей не устраивает тех обучающихся, кто хочет получать комплексную услугу.
- Решение ГИБДД поставило мелкие и крупные автошколы в заведомо неравные дискриминационные условия, создало необоснованные препятствия их деятельности и сформировало условия для проявления коррупционных действий, - озвучила корреспонденту "РГ" позицию антимонопольного органа главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти территориального управления ФАС России Вера Самсонова.
В июле прошлого года УФАС вынесло ГИБДД постановление с требованием прекратить нарушения. В ответ инспекция обратилась в арбитражный суд.
В феврале 2011 года вынесли решение по делу. Суд не нашел нарушений антимонопольного законодательства в действиях ГИБДД,
"Допуск к сдаче экзаменов в ГИБДД не входит в компетенцию автошкол. К видам деятельности, осуществляемым автошколами, в соответствии с выданными им лицензиями, относятся только образовательные услуги, а не оказание гражданам помощи в сдаче экзаменов в ГИБДД", - говорится в решении суда.
- Однако нормативных актов, запрещающих автошколам оказывать помощь в организации сдачи экзаменов, тоже нет, - замечает Вера Самсонова. - Поэтому граждане сами должны выбирать, как им действовать. Сейчас за гражданина решает ГИБДД, и автошколы ограничены в праве оказывать услугу своим курсантам по организации сдачи ими экзамена.
"Стремление УФАС воздействовать на органы ГИБДД путем выдачи предписания о приеме экзаменов у граждан в установленные законодательством сроки можно расценить как направленное на защиту интересов граждан, прошедших обучение в автошколах, однако этот вопрос не имеет отношения к компетенции антимонопольных органов и к нарушению антимонопольного законодательства", - говорится в решении суда.
- Мы хотим отметить, что предписание Приморского УФАС направлено на защиту интересов автошкол, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан, - объясняют в УФАС.
Точка в этом деле пока не поставлена: "Свою правоту мы будем доказывать в вышестоящих судебных инстанциях", - обещают антимонопольщики.
Остается отметить, что квотирование учащихся - абсолютное "ноу-хау" Приморского ГИБДД. Подобной ситуации нет больше ни в одном регионе страны.
Сергей Чумаков, председатель арбитражного суда Приморского края:
- Из дела ясно, что ГИБДД допустило ограничение в приеме экзаменов по одной простой причине - работники ГИБДД физически не имеют возможности в течение рабочего дня принять такое количество экзаменующихся. Существуют нормативы на одного проверяющего, и инспектор не имеет права сократить время, отведенное на каждого сдающего экзамен. Судья подошла к вынесению решения исключительно с точки зрения закона. Тем не менее она увидела проблему, которая заключается во взаимодействии ГИБДД с гражданами. Проблема действительно есть, но чтобы ее решить, необходимо искать другой путь. Возможно, здесь может помочь прокуратура.