Вспоминаю шутку Стивета Уитинга, аналитика из Citigroup: "Задавать вопрос, какой станет американская экономика, когда Казначейство США объявит дефолт, все равно, что спрашивать: чем ты займешься после того, как покончишь с собой".
Звучит, конечно, мрачновато. Но зато сразу видишь тот обнаженный нерв, который проходит сегодня по американской экономике. Президент Обама потребовал от республиканцев к субботе определиться со своей позицией по порогу госдолга. Отношения натянуты до предела. Но это всего лишь промежуточный раунд.
Главное - за что проголосуют республиканцы в Конгрессе 2 августа. Перенести или отложить "час X" нельзя - американцы свято чтут Конституцию. Или порог государственного долга, лимит которого давно исчерпан, будет поднят, или стране придется объявлять технический дефолт, то есть временный отказ по своим платежам. И это финансовое землетрясение вызовет цунами по всему миру.
Главным двигателем американской экономики всегда был и остается высокий уровень внутреннего потребления - частного, производственного, инвестиционного. Она мало зависит от внешних рынков, ориентируясь на этот спрос и производя под него достаточное количество товаров. В бюджете США доходы от таможенных платежей составляют всего один процент (в России почти 50 процентов).
Но в то же время военные расходы в последние годы обходились США все дороже и дороже. Значительная часть их осуществлялась за рубежом: на войну в Ираке и Афганистане, на содержание военных баз, вооруженных сил, на помощь союзникам на Ближнем и Дальнем Востоке. Возник хронический дефицит федерального бюджета. И к концу 2010 года госдолг США составил астрономическую сумму в 14,3 триллиона долларов, то есть это то, что страна производит за год. Колоссальный долг компенсировался в основном за счет кредита, низких учетных ставок Федеральной резервной системы и выпуска на рынок казначейских облигаций, которые были востребованы как внутри, так и за рубежом. Все это какое-то время балансировало накопившийся пассив. Со своей стороны, частные банки стали искусственно накачивать внутреннюю ликвидность, в том числе выпускали, как мы уже неоднократно обсуждали с читателями "РГ", деривативы - вторичные кредитные финансовые инструменты, которые далеко не всегда обеспечивались доходами их держателей или залогами. Иными словами, на протяжении довольно большого количества лет США систематически жили не по средствам. И поэтому в какой-то момент они, безусловно, должны были встать перед выбором. Либо снижать покупательную способность большинства налогоплательщиков, что довольно трудная задача, поскольку это всегда ведет к социальным последствиям. Либо свертывать государственные расходы, в первую очередь, военные.
Напомню, что именно республиканская администрация Джорджа Буша-младшего крайне обострила ситуацию. С одной стороны, она резко увеличила бюджетные расходы, решив начать войну в Ираке и в Афганистане. С другой, выполняя предвыборные обещания, сократила налоги, особенно для зажиточных слоев населения, ведь именно они являются политической базой республиканцев. Логика была в том, чтобы снижением налогов стимулировать спрос и предпринимательскую активность, повысить темпы роста ВВП, обеспечить приемлемый уровень занятости. И, соответственно, потребление должно было начать расти. Но как раз последнего не произошло. И вот вам результат этой довольно противоречивой политики - резкое усугубление всех дисбалансов, отрыв финансовой сферы от реальной экономики, раздувание пузырей, в первую очередь, недвижимости, ипотечного кредитования. Все это осенью 2007 года вылилось в самый глубокий со времен Великой Депрессии финансовый кризис в крупнейшей экономике мира, которая производит 25 процентов валового мирового продукта. За год американский кризис стал мировым.
Однако во времена Великой Депрессии кризису дали возможность самому провести санацию - обанкротить неконкурентоспособные предприятия, вычистить из экономической жизни те активы, которые оказались нежизнеспособными. Кризис перепроизводства решался с помощью резкого сокращения потребления. Тогда "лечение" было жестким. В этот раз правительства почти всех стран мира, и в первую очередь США, прибегли к массированному "заливанию" пожара кризиса деньгами. В коммерческих и инвестиционных банках, в некоторых отраслях промышленности, где было наиболее нервно с точки зрения социальных последствий, шла раздача денег. В США и Евросоюзе общий объем бюджетных кредитов частному сектору превысил триллион долларов.
Справедливости ради надо сказать, что основная цель чрезвычайных мер достигнута. Через полтора года низшая точка кризиса была пройдена. И в 2010 году рост мирового потребления возобновился. А в США сейчас дело идет к сокращению безработицы и к постепенному повышению внутреннего потребления, за что, собственно, и боролись американцы. Но подошел и час расплаты. Конгресс, который сейчас контролируется республиканцами, жестко поставил вопрос об ограничении расходов. С риском, кстати, сократить спрос, затянуть возврат к экономическому росту и усилить социальную напряженность.
Чем это грозит? Если республиканцы настоят на своем и не дадут разрешения на дальнейшие заимствования, последствия будут очень тяжелыми, и в первую очередь для самих США. Вплоть до того, что в казне не будет хватать денег на пенсии, на зарплату служащим федеральных агентств, правительственным чиновникам. Придется объявлять технический дефолт. При этом долги все равно отдавать продолжат, но не сразу и не всем. Поэтому на мировых финансовых рынках возникнет напряженность, а где-то и паника. За дефолтом, который стал бы большой пощечиной крупнейшей мировой экономике, сразу же последовало снижение кредитного рейтинга. Он, напомню, с 1917 года оставался на высоком уровне надежности. И международные рейтинговые агентства уже предупредили, что готовы прервать этот рекорд. А это стало бы началом новых больших проблем. Для США снижение кредитного рейтинга означало бы потерю одного процента ВВП и миллион новых безработных. У мировых и национальных финансовых организаций сразу же повысился бы риск по американским бумагам, соответственно, новые деньги, которые нужны для обслуживания старых долгов, доставались бы дороже. И все они вместе со своими странами могли быть затянуты в водоворот американской воронки.
Под сомнением окажется прочность позиции доллара как мировой резервной валюты. Для России снижение курса доллара тут же отразится на мировых котировках наших основных экспортных ресурсов - нефти, газа, стали. Кроме того, американский дефолт скажется на уверенности как всего мирового экономического механизма, так и отдельных стран, которым американцы много должны. Это может спровоцировать дисбаланс во внутренних финансовых системах, своего рода вторую волну кризиса. И сжатие потребления в странах, которые являются основными потребителями наших нефти, газа и металлов. Вот это уже серьезная проблема для российской экономики. Ведь сам американский рынок для нас не угроза. Мы туда вывозим минимум. Наш основной потребитель - Европа. Если же здесь произойдет сжатие спроса, то нам это аукнется, как в кризис 2008 года, когда наша экономика упала на 9 процентов.
Но, думаю, разум все-таки возобладает, технического дефолта США не объявят. Нет у меня сомнений и в том, что такая мощная экономическая машина, как США, выберется из возникших трудностей. Самые большие статьи расходов бюджета, самое большое "кровотечение" в виде иракской войны, афганского контингента, которые стоят триллион в год, будут остановлены. Уже есть сроки. Первый контингент покинет Ирак в будущем году, уже сейчас начинают уезжать из Афганистана.
Тем не менее, ситуация очень острая, особенно, если учесть, что происходит все накануне выборов. Республиканцы настаивают на урезании госрасходов, в том числе и на правительственные программы медицинского обслуживания пенсионеров, инвалидов и людей с низкими доходами. Эти программы - инициатива Обамы. Тем самым из рук демократов хотят выбить один из их козырей. Со своей стороны, демократы пытаются ответить тем же - настаивают на снижении и даже отмене налоговых льгот для богатых и привилегии для корпораций, что ударит по интересам электората республиканцев. Вот такое переплетение партийных и национальных интересов. И, конечно, борьба будет нелегкая. Тем не менее, компромисс найдут. В этом у меня нет сомнений. Я разговаривал с рядом конгрессменов, аналитиков очень высокого уровня. Американцы - нация ответственная. Они понимают, что долги надо обслуживать. Каждый американец уже должен более 40 тысяч долларов, если раскидать госдолг страны на всех. И каждый год в США проходит до ста различных мероприятий - экономических семинаров неправительственных и университетских организаций. Где обсуждают вопрос, какой лучший способ сокращения дефицита бюджета и как восстановить американскую экономику, чтобы она оставалась надежной и лидерской. Клинтону удалось за один президентский срок вывести госказну на бездефицитный режим. Сейчас это сделать сложнее. Но сделают.
Повышение порога госдолга - первый шаг к этому. Бюджет страны вновь сможет занимать средства, выпускать облигации и так далее. Другой вопрос - как долго продлится положительный эффект. Здесь все будет зависеть от того, насколько резко и четко американцы сократят расходную часть бюджета. Понимание того, что сегодня они живут не по средствам, заставит снижать потребление. И здесь снова придется искать компромисс. За счет кого? За счет домохозяйств, которые являются драйверами американской экономики? За счет корпораций, банков, создающих этот мир потребления? Или все-таки ограничить придется огромные расходы самого государства? Вот здесь и будет развилка между снижением расходов бюджета по-республикански, за счет народа, условно говоря, и по-демократически - за счет военной машины, потребления правительства, зарплат госчиновников. И если поиск этого компромисса затянется, то повышенный порок госдолга очень быстро снова окажется на пределе. И угроза технического дефолта опять встанет во весь рост.